Выезд за пределы гарнизона

Комментарий к п.

21. В данном пункте установлены случаи, когда военнослужащий не будет считаться исполняющим обязанности военной службы. Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания).

В указанных в п. 2 случаях на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).
Перечень случаев, при которых военнослужащий не признается исполняющим обязанности военной службы, не применим к правоотношениям, не указанным в комментируемом пункте (например, по вопросу признания военнослужащих субъектами материальной и иной ответственности и т.д.).
22. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.
Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) связано с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы, т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они проходят службу. В пределах гарнизонов указанные военнослужащие могут передвигаться, если они уволены из расположения воинской части в установленном порядке (ст.ст. 243-249 УВС ВС РФ). Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только в границах своего гарнизона (в котором расположена воинская часть). За пределы гарнизона военнослужащие могут выехать только в случае убытия в отпуск, в командировку, на лечение или при переводе.
УВС ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части (ст. 243). Поскольку форма такого разрешения не установлена, оно может быть как письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в отпуск оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку — командировочное удостоверение.
Таким образом, под самовольным оставлением воинской части или места службы следует понимать оставление их военнослужащим по своему усмотрению, без разрешения соответствующего командира.

На практике возникает вопрос о полномочиях того или иного командира (начальника) давать разрешение на убытие из части. С учетом ст. 13 УВС ВС РФ, устанавливающей общую обязанность всех военнослужащих строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов (принцип правомерности действия), военнослужащий будет считаться получившим разрешение от соответствующего лица, за исключением случаев, если он достоверно не знал или добросовестно заблуждался относительно законности полученного разрешения.
Под расположением воинской части понимается обособленная территория, на которой размещаются ее подразделения и службы. Не является самовольным уход военнослужащего из одного подразделения в другое в пределах одной части.
Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской части, понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей военной службы в течение установленного времени или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования. Местом службы являются: место пребывания в командировке, места проведения учебных, культурно-массовых, воспитательных мероприятий, хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон, поезд, воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении признается исполнением обязанностей военной службы (подп. «з» п. 1 комментируемой статьи).
Самовольное оставление части не связано какими-либо сроками, исключающими признание военнослужащего совершившим правонарушение. В зависимости от тяжести совершенного деяния он может быть признан субъектом уголовной (ст. 337 УК РФ) или дисциплинарной ответственности. Кроме того, признание военнослужащего самовольно находящимся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы влечет нераспространение на него льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в связи с причинением вреда жизни и здоровью.
Комментируемый Федеральный закон не предусматривает условий и перечня каких-либо причин (мотивов), исключающих негативные последствия для военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть или место службы, за исключением нижеперечисленных обстоятельств, в которых они оказались после самовольного оставления части или места службы, т.е. военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в случаях:
1) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
2) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
4) оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

5) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
6) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние опьянения. Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2007 г., из подп. «б» п. 2 ст. 37 комментируемого Федерального закона исключены слова «наркотического или токсического», поскольку они не полностью охватывали все виды опьянения (например, алкогольного). Таким образом, с 1 января 2007 г. военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида не признаются исполняющими обязанности военной службы.
Неопределенность в вопросе о непризнании военнослужащих получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения, которое не было названо комментируемым Федеральным законом в прежней редакции в качестве исключающего условия, устранено. Указанные изменения в целом корреспондируют Федеральному закону «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с последующими изменениями), которым в качестве одного из оснований освобождения страховщика от выплаты страховых сумм определено наступление страхового случая, находящегося в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица — военнослужащего (п. 1 ст. 10 вышеназванного Закона).
24. Лица, указанные в комментируемом пункте, не признаются получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление, понятие которого дано в ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние, запрещенное им в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты.
Деяние — это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие — активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.

Общественная опасность — это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам).
Преступление — это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е. при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние. Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением (см. п. 10 комментария к ст. 37).
Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву является запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние.
25. Общественная опасность как признак преступления предполагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние, формально подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (например, кража коробка спичек).
Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным — это вопрос факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда. Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием состава преступления.
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в этом случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не являющиеся наказанием. В комментируемом случае признание в установленном порядке органами предварительного следствия и суда в противоправном деянии признака общественной опасности влечет распространение на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с причинением вреда их жизни и здоровью.
26. В ст. 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда» предусмотрены случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу отсутствия вины не признается субъектом преступления: «Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам».
Невиновное причинение вреда именуется в судебной практике случаем, или казусом.
В ч. 1 ст. 28 УК РФ формулируются основные признаки отсутствия интеллектуального момента (осознания и предвидения) у лица, объективно совершившего общественно опасные или иные действия (бездействие), в результате которых наступили общественно опасные последствия.

Отсутствие осознания общественной опасности деяния и непредвидение возможности наступления общественно опасных последствий главным образом связано с личностными свойствами субъекта, его возрастом, опытом, образованием, квалификацией, психическим состоянием и т.д. Когда лицо по обстоятельствам дела не должно было и не могло предвидеть наступление общественно опасных последствий, то на первое место выходят объективные возможности субъекта, включая его служебные, профессиональные и иные функциональные обязанности. Совокупность субъективных и объективных «невозможностей» осознания и предвидения и дает основания признать действия (бездействие) лица, повлекшие общественно опасные последствия, невиновными.
В ч. 2 ст. 28 УК РФ предусмотрена ситуация, когда в психическом отношении лица к общественно опасным последствиям наличествует интеллектуальный момент — оно предвидит наступление общественно опасных последствий, но воля его направлена не на достижение прогнозируемых общественно опасных последствий, а на их предотвращение. Более того, в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам оно не могло предотвратить эти последствия.
Под экстремальными условиями понимаются обстоятельства крайние, необычные по трудности и сложности.
Объективного уровня нервно-психических перегрузок для всех людей не существует. Он может быть определен лишь для конкретного человека, находящегося в конкретных условиях. В указанном случае речь идет о запредельных нервно-психических перегрузках для конкретного лица.
Несоответствие психофизиологических качеств лица требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам означает то, что лицо, имеющее необходимые профессиональные навыки, знания, опыт, состояние здоровья, допуск к таким видам работ и т.д., при всем напряжении своих субъективных возможностей и профессиональной грамотности действий не могло предупредить наступление общественно опасных последствий. В этом случае оно в соответствии с принципом субъективного вменения является невиновным и не может нести ответственность ни за создание опасной ситуации, ни за вредные последствия, наступление которых оно предвидело, но не смогло предотвратить.
Любые отступления от заданных законом условий (субъект не имел прав, допуска, лицензии и т.д. заниматься данным видом деятельности, умышленно или неосторожно создал опасную ситуацию, неправильно действовал при предотвращении последствий и т.д.) при всех прочих условиях, схожих с теми, которые описаны в ч. 2 ст. 28 УК РФ, не исключают уголовной ответственности.
27. Случайное совершение общественно опасного деяния не исключает для лица, его совершившего, наступление последствий, предусмотренных комментируемым пунктом, т.е. независимо от наличия или отсутствия вины и фактора случайности лицо, совершившее общественно опасное деяние, признанное таковым в установленном порядке судом или органами прокуратуры, не признается при этом исполняющим обязанности военной службы в целях получения льгот, компенсаций и гарантий в связи с повреждением здоровья, но может быть признано таковым в иных правоотношениях (например, в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи).

Для военнослужащих существует большое количество привилегий, в том числе относительно прохождения ими службы по контракту. Одной из них является возможность покинуть на какое-то время часть. Для этого необходим рапорт на выезд за пределы гарнизона. Кроме того, реализация данного права предполагает отдельный порядок выезда, что является средством контроля над офицерами и ограничением их правомочий при необходимости.

Порядок выезда за пределы гарнизона

Выезд за пределы гарнизона является возможностью, предоставляемой исключительно лицам, проходящим военную службу по контракту. Призывники не могут покинуть конкретно определенные территории нахождения военного городка и самой части. Говоря об офицерах, они самостоятельно не могут распорядиться своим временем и решить, когда им удобнее выехать. Все вопросы должно рассматривать руководство.

Порядок убытия за пределы гарнизона офицеров и прапорщиков определяется исключительно командиром воинской части с учетом ряда обстоятельств.

Для того чтобы получить право на выезд, необходимо подать рапорт. Это обязательное условие, так как данный документ выступает основанием для принятия решения. В большинстве случаев отказать военнослужащему не могут, за исключением чрезвычайных ситуаций, требующих присутствия полного состава офицеров.

Согласно Указу Президента РФ, командир, определяясь с тем, выпустить лицо за пределы гарнизона или нет, должен опираться на несколько обстоятельств:

  1. Наличие необходимости поддерживать состав в полной боевой готовности. Если такой нужды нет, то командир может отпустить офицера на некоторое время.
  2. Возможность обеспечить своевременное возвращение военнослужащего в часть. Должна быть уверенность, что офицер окажется в части тогда, когда этого требует начальник.
  3. Дислокация войск. Этот фактор может затруднить выезд из гарнизона, соответственно временное расположение состава в отдаленной местности может послужить причиной отказа в удовлетворении просьбы.

При этом необходимо, чтобы каждое из указанных обстоятельств позволяло лицу покинуть гарнизон.

Воинский устав не содержит в себе оснований для отказа в убытии. Однако сама возможность покинуть гарнизон зависит от начальника части, то есть носит разрешительный характер. Фактически командир может не отпустить офицера просто потому, что не считает нужным, его не устраивает период времени отсутствия, или причина не кажется уважительной. Обязать начальника принять рапорт никто не может. Кроме того, в уставе не закрепляется, что отказ должен быть оформлен документально и передан для ознакомления военнослужащему.

Если же убытие было одобрено, то офицер может без риска покидать гарнизон, однако, очень важно соблюсти условия при получении согласия. Командир должен изначально определиться с периодом отсутствия военнослужащего, а также убедиться в том, что у него будет возможность вернуться в установленное время. Обязательно выясняется способ передвижения, место, куда лицо направляется, причины такого решения.

Рапорт на убытие

Любое действие, совершаемое военнослужащим, контролируется его командиром. Офицер не может самостоятельно решать вопросы относительно своего местонахождения, факта выезда из части и даже гарнизона, времени такого отсутствия и так далее. Именно поэтому всегда необходимо обращаться к командиру, который принимает все просьбы и рассматривает их с учетом обстоятельств.

Средством обращения к командиру может быть только рапорт. Его составление обязательно. Отсутствие документа исключает возможность убытия из гарнизона.

Образец рапорта является свободным. Отдельных требований к составлению документа ни закон, ни устав не предусматривают, однако, для правильного оформления такого обращения следует соблюсти структуру документа:

  1. Шапка. Она размещается в верхнем правом углу, и содержит необходимую информацию о командире. Следует указать звание и полное имя лица, кому обращение будет адресовано. Далее пишется от кого заявление, также с полным именем и званием.
  2. Наименование. Обязательно нужно обозначить, о чем рапорт. Здесь упоминается необходимость выезда за пределы гарнизона.
  3. Основная часть. Сначала необходимо обратиться к командиру с конкретной просьбой о разрешении выезда из гарнизона, после чего следует указать время. Очень важно обозначить весь период отсутствия, чтобы начальник понимал, когда офицер будет в части. Это нужно в первую очередь для обеспечения возврата лица на место службы и ориентира относительно военных мероприятий: учений, сборов и так далее. Кроме этого следует подробно описать причину, почему лицо вынуждено покинуть на время место службы, и указать средство передвижения для выезда.
  4. Заключение. Рапорт непременно должен быть подписан военнослужащим с указанием имени и звания. Завершается документ датой его составления.

Оформляется обращение в письменном виде и лично военнослужащим, желающим покинуть гарнизон.

Воинский устав так же, как и закон о прохождении военной службы, не устанавливает требований к рассматриваемому документу, именно поэтому фактически военнослужащий может составить обращение, как посчитает нужным. Неправильно оформленный документ не может стать причиной для отказа, если только не было зафиксировано отсутствие существенных для принятия решения сведений. Чаще всего готовый образец можно получить в канцелярии или непосредственно у командира, так как только он определяет весь порядок получения возможности выехать из гарнизона.

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх