Воинские должности для женщин

Статья 42. Воинские должности

Статья 42. Воинские должности

1. Изменение военно-служебного отношения прежде всего связано с изменением служебно-должностного положения военнослужащего (назначение на должность, освобождение и отстранение от должности, присвоение, лишение и восстановление воинского звания).

Возникновение военно-служебного отношения, как правило, не связано с назначением на воинскую или иную должность. Следовательно, в военно-служебном отношении необходимо различать два момента: его возникновение и возложение на военнослужащего должностных обязанностей. Если возникновение военно-служебного отношения основывается как на законе, так и на свободном волеизъявлении, то возложение на военнослужащего должности всегда осуществляется в соответствии с односторонним административным актом, основанным на законе и принимаемым должностным лицом от имени государства.

Став военнослужащим, гражданин, занимает воинскую должность (за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Федеральным законом), ему присваивается конкретное воинское звание, которые соответствуют штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Должностью определяется характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций соответствующего органа (организации) в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как основным связаны все другие вопросы, касающиеся военной службы.

Так, комплексом обязанностей, соответствующих им прав и пределов ответственности, юридически закрепленных в различных нормативных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, положениях о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в связи с назначением на должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности (так называемый социальный статус должности).

Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если компетенция государственного органа — это система его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности, являющейся первичной структурной единицей государственного органа или организации, можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе — в сфере обороны и безопасности).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

2. Комментируемая статья устанавливает ряд требований к воинским должностям.

Во-первых, военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях, за исключением случаев, указанных в п. 4 комментируемой статьи.

Во-вторых, военнослужащий может занимать только одну воинскую должность или иную должность (например, государственного служащего при его прикомандировании в порядке, установленном ст. 44 комментируемого Федерального закона). Законом допускается временное возложение на военнослужащего исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает (см. комментарий к п. 2 ст. 43), при этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы).

В-третьих, каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание, т.е. не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов, в которых есть так называемые вилочные должности (например, подполковник-полковник).

3. В п. 3 комментируемой статьи установлен порядок утверждения воинских должностей.

Президент Российской Федерации утверждает:

— единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

— общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны Российской Федерации, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором комментируемым Федеральным законом предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения перечня иных воинских должностей.

В указанном перечне определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

4. В Вооруженных Силах Российской Федерации Перечень должностей, замещаемых военнослужащими женского пола, введен в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г.; Перечень наименований штатов воинских частей и учреждений, в которых разрешено прохождение военной службы военнослужащими женского пола, утвержден приказом министра обороны Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 461.

5. В Вооруженных Силах Российской Федерации замещение воинских должностей гражданским персоналом разрешается:

— в отношении должностей военнослужащих женского пола, находящихся в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком, с заключением с гражданским персоналом соответствующих специальностей на указанный период срочных трудовых договоров в порядке, предусмотренном ст. 59 ТК РФ. О заключении такого срочного договора должно быть указано в заявлении принимаемого на работу и в приказе о приеме на работу;

— в отношении должностей в высших военно-учебных заведениях, подлежащих комплектованию военнослужащими и являющихся вакантными, которые также могут замещаться гражданским персоналом по трудовому соглашению (контракту) или на условиях почасовой оплаты. Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с действующим законодательством (п. 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (с последующими изменениями), утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80.

6. Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 328, допускается возможность комплектовать воинские должности педагогических работников лицами из числа гражданского персонала, имеющими необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти (п. 47).

7. Замещение офицерами воинских должностей на конкурсной основе установлено для должностей преподавательского и научного состава вуза (подп. «в» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).

На конкурсной основе принимаются также офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, имеющие высшее профессиональное образование, опыт практической работы на офицерских должностях, положительно зарекомендовавшие себя по службе и проявившие способности к педагогической или научной деятельности, в адъюнктуру.

По рекомендации ученых советов вузов (факультетов) в адъюнктуру по очной форме подготовки могут приниматься офицеры, удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, непосредственно после окончания вуза (п. 69 Положения о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июля 1999 г. N 310).

Приказом министра обороны Российской Федерации «О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей» от 6 мая 2000 г. N 230 утверждена Инструкция по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 54 утверждена Инструкция о проведении конкурса на замещение офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в образовательных организациях высшего профессионального образования и научно-исследовательских организациях ФСО России.

8. Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях, указанных в п. 4 ст. 42 комментируемого Федерального закона и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы.

Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).

Военнослужащие зачисляются в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов. В данном случае имеются в виду командиры (начальники), имеющие право издания приказов по строевой части. В соответствии со ст. 95 УВС ВС РФ издавать приказы по строевой части имеет право командир (начальник) воинской части.

Приказами командира (начальника) по строевой части могут регламентироваться вопросы:

— зачисления в списки личного состава воинской части, на обеспечение;

— исключения из списков личного состава воинской части, с обеспечения;

— изменения в персональных учетных данных личного состава;

— нахождения на лечении и возвращения на службу из лечебного учреждения;

— убытия в командировки, отпуска, на учебу и прибытия из командировок, отпусков и с учебы;

— применения поощрений и наложения взысканий;

— другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170).

Полномочия командира (начальника) издавать приказы (в том числе по строевой части) определены положениями о соответствующем органе военного управления, учреждении и т.д., а также функциональными обязанностями конкретных должностных лиц.

Допускается возможность в виде исключения зачисления в распоряжение командира (начальника), не являющегося ближайшим прямым начальником зачисляемого в распоряжение военнослужащего (п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Однако при таком зачислении должно соблюдаться условие — командир (начальник), в распоряжение которого зачисляется военнослужащий, должен иметь полномочия по изданию приказов по строевой части, т.е. непосредственно он должен иметь полномочия по обеспечению условий прохождения военной службы не на воинской должности (обеспечивать положенными видами довольствия, предоставлять отпуска, направлять на лечение и т.д.).

9. Зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более трех месяцев. В течение указанного срока военнослужащий подлежит назначению на новую воинскую должность, переводу, прикомандированию или увольнению с военной службы (п. 1 ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы);

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев (о понятии организационно-штатных мероприятий см. комментарий к ст. 51). В течение указанного срока должен быть решен вопрос о назначении военнослужащего на новую воинскую должность (должность), переводе, прикомандировании или его увольнении с военной службы;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу. По уголовному делу могут быть приняты следующие решения:

— прекращение уголовного дела в случаях, предусмотренных в УПК РФ;

— вынесение приговора. В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, военнослужащий подлежит увольнению или может быть досрочно уволен с военной службы (см. комментарий к пп. 1 и 2 ст. 51);

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, не годным к военной службе, — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более срока, установленного Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123.

Указанным Положением установлено, что если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о том, что он нуждается в освобождении на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более чем на 30 суток (п. 36);

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38);

к) в случае отчисления из военно-учебного заведения.

10. Заключение под стражу военнослужащего является основанием для зачисления в распоряжение только до возбуждения в отношении его уголовного дела, поскольку последнее является отдельным основанием зачисления военнослужащих в распоряжение.

Заключение под стражу оформляется постановлением следователя, лица, производящего дознание, или прокурора. Санкцию на арест дают должностные лица, указанные в УПК РФ (ст.ст. 11 и 96).

Заключение под стражу может быть произведено на основании постановления судьи или определения суда при производстве уголовного дела в суде.

Перечисленные процессуальные документы являются основаниями для зачисления военнослужащего в распоряжение.

Военнослужащий, в отношении которого в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, зачисляется в распоряжение командира (начальника) со дня заключения под стражу.

Срок зачисления в распоряжение зависит от исхода по возбужденному в отношении военнослужащего уголовному делу.

11. Статус военнослужащего на указанных лиц распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности. В соответствии с п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы на указанных лиц в связи со служебной необходимостью может быть возложено временное исполнение обязанностей следующей равной или высшей воинской должности:

а) вакантной (незанятой) воинской должности — с согласия военнослужащего (временное исполнение должности — врид);

б) невакантной (занятой) воинской должности — в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей — врио) без его согласия.

12. Военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника) в связи с организационно-штатными мероприятиями, выплата окладов месячного содержания производится в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.

>
Служба по контракту

Главная Карьера Служба по контракту Условия приёма Женщины

Условия приема на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации (вариант для граждан женского пола, пребывающих и не пребывающих в запасе)

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения отбора кандидата-женщины для прохождения военной службы по контракту и ее приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа граждан на военную службу по контракту определен статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. Данный порядок в равной степени распространяется на граждан, как мужского пола, так и женского пола, но с некоторыми особенностями,
на которые будет указано ниже.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

Воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяются Министром обороны Российской Федерации.

Женщина, изъявившая желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в пункт отбора на военную службу по контракту.

Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Определение соответствия граждан, отбираемых на военную службу по контракту пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

Изъявившая желание поступить на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами гражданка подает заявление в пункт отбора на военную службу по контракту.

В пункте отбора заявление регистрируется и принимается к рассмотрению, после чего гражданка, направившая заявление, становится кандидатом, поступающим на военную службу по контракту и с ней проводятся мероприятия по определению соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту на воинские должности рядового и сержантского состава.

В заявлении указываются:

  • фамилия, имя и отчество, число, месяц и год рождения;
  • место жительства;
  • срок, на который предполагается заключение контракта.

Справочно: В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы заключается на два либо на три года.

Пунктом 5 данной статьи определено, что новый контракт может заключаться на один год, три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).

Вместе с заявлением гражданка предъявляет документ, удостоверяющий ее личность и гражданство, и представляет:

  • заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;
  • автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (при наличии);
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
  • заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей (при наличии);
  • дополнительные документы.

Справочно:

К дополнительным документам относятся:

  • фотографии размером 9х12 см (анфас);
  • копия свидетельства о рождении;
  • служебная характеристика с последнего места работы (учебы, службы);
  • выписка из домовой книги (при наличии);
  • копия военного билета (при наличии);
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, предусмотрено, что заявление может быть возвращено начальником пункта отбора по следующим основаниям:

  • при несоответствии на день заключения контракта ее возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;

Справочно: В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

  • при вынесении в отношении нее обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении нее дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
  • при наличии у нее неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
  • если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
  • если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Начальник пункта отбора рассматривает принятое заявление в течение месяца, направляет кандидата (по согласованию с военным комиссаром) для прохождения медицинского освидетельствования (наименование мероприятия должно иметь формат ссылки, при нажатии на которую происходит переход в соответствующий раздел на данной странице) и дает указания:

  • о проведении с кандидатом мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • о проверке соответствия уровня образования, квалификации и физической подготовки кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;
  • о рассмотрении кандидатуры совместной комиссией пункта отбора и военного комиссариата по отбору кандидатов.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565. При отказе от обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно негоден к военной службе;

Д — негоден к военной службе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно — психическую устойчивость.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Профессиональная пригодность гражданина определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата
к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;

б) рекомендуется — вторая категория;

в) рекомендуется условно — третья категория;

г) не рекомендуется — четвертая категория.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принята гражданка, отнесенная по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Кандидат должен также соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, по уровню образования, квалификации и физической подготовки.

Проверка соответствия уровня образования кандидата данным требованиям осуществляется с учетом требований Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами».

Справочно: Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами» содержится информация об уровне образования, необходимом при назначении на соответствующие воинские должности.

В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 20 к указанному Наставлению.

Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений требования к поступающим на военную службу по контракту считаются невыполненными.

Требования
к физической подготовленности граждан, поступающих
на военную службу по контракту

Физические упражнения

Минимальные требования для категорий военнослужащих (женщин)

До 25 лет

Старше 25 лет

Сила

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

12 раз

10 раз

Толчок 2 гирь, весом 24 кг

Наклоны туловища вперед

25 раз

20 раз

Подтягивание на перекладине

Быстрота

Бег на 60 м

12,9 с

13,9 с

Бег на 100 м

19,5 с

20,5 с

Челночный бег на 10 х 10 м

38,00 с

39,0 с

Выносливость

Бег на 3 км

Бег на 1 км

5,20 мин

5,45 мин

Плавание 500 м/300 м

11,00 мин

11,30 мин

Лыжная гонка на 5 км

Стремительный рост популярности военной службы в России не может не отразиться на общем количестве желающих пополнить армейские ряды. Причем примерно половина военнослужащих воспринимает службу, как один из способов заработка, что напрямую указывает на совершено новый этап развития ВС РФ. Увеличение финансирования позволило не только обновить вооружение, но и привлечь квалифицированные кадры на значащие должности. Вообще, профессиональная армия выступает неким ориентиром в работе реформ по модернизации. И хоть полностью отказаться от службы по призыву сейчас невозможно, общее число подписавших контракт вполне сравнимо с числом срочников.

Традиционно считается, что армия является отличной школой для настоящих мужчин. Соответственно девушкам там делать нечего, но как же быть с теми, кто работает в сфере обслуживания? Многие должности занимали женщины, но они не считались военнослужащими.

Сегодня женщина в офицерском звании может встретиться в любой части. Армия для девушек в России стала доступной сразу после того, как Указом Президента определился порядок набора на службу на контрактной основе. Не стоит путать военную обязанность и обязательную срочную службу. Обязательному призыву женщины не подлежали и не подлежат, но те из них, которые освоили одну из венно-учетных специальностей, состоят на воинском учете и в случае мобилизации могут быть привлечены на службу.

Девушки в армии России служат по контракту практически на тех же основаниях, что и мужчины. Для них законом определен порядок заключения договора, срок службы и условия отбора. Зарплата и надбавки выплачиваются в зависимости от должности и звания.

Несколько простых шагов до службы в армии

Рассмотрим подробнее, как попасть женщине в армию, ведь ожидать призыва можно до скончания лет. Для того, чтобы устроиться на нормальную работу в гражданской жизни приходится изрядно потратить времени в поисках вакансии, а в российских вооруженных силах действует аналогичная система. Есть должности с разной степенью привлекательности. Тем не менее попасть в армию можно после военного ВУЗа или через пункт отбора контрактников. Естественно, большей популярностью пользуется второй, как более короткий путь.

На пунктах отбора для женщин устраивается собеседование. Проводится краткий экскурс в профессию военного. Каждая претендентка желает узнать перспективы карьерного роста, повышения по службе, условия пребывания в части. Но перед тем, как пойти на ответственный шаг, следует ознакомиться с вакансиями в воинский частях, ибо при их отсутствии служить женщине могут и не позволить.

Практика показывает, что вакантные должности присутствуют всегда. Армия – это не только бойцы, с оружием в руках готовые вступить в бой в любой момент, это кадровики, работники бухгалтерии, медицинские работники и прочий обслуживающий персонал, сотрудники канцелярии штаба и т.д.

Прежде чем начать рассматривать алгоритм сбора документов для подписания контракта, вернемся к той части контингента, которые окончили ВУЗы и получили офицерские звания. Зачастую девушки показывают отличные результаты боевой и физической подготовки. В абсолютном сравнении она считается слабее мужчин, но в относительной оценке лица женского пола во многом могут конкурировать с сильным полом. У них более высокий болевой порог, лучше развита меткость и выносливость. В тех войсках, где необходимо применять стратегическое мышление, хитрость и непредсказуемость, женщины являются неплохими защитниками Отечества.

Общие принципы заключения договора для женщин такие же, как и для мужчин, так как военная служба по контракту начинается с подачи заявления и заполнения анкеты. Форма этих первоначальных документов выдается на пунктах отбора или в военкоматах. Рассматривает заявление, соответственно, начальник пункта или военный комиссар. Если нет никаких оснований для отказа, и по возрасту девушка удовлетворяет требованиям положения о контрактной службе, то ей вручается направление на медицинское освидетельствование.

Медосмотр проводится специально созданной военной комиссией. После сдачи основных анализов и осмотра специалистами будущему военнослужащему присваивают категорию годности. В военном комиссариата заводится личное дело, где будут храниться все предоставленные документы.

Предварительный сбор документов можно считать завершенным, так как в военном комиссариате выдадут полный их перечень, а вот с требованиями еще не все так ясно. Помимо первоначальных (возраст, отсутствие судимости), необходимо соответствовать еще ряду критериев. Кандидат обязан иметь гражданскую специальность. Необходимо понимать, что назначение на вакантную должность происходит практически на конкурсной основе, поэтому предпочтение отдается гражданам, окончившим институт или университет. Тест на профпригодность позволяет более детально изучить совместимость имеющихся знаний и навыков с предлагаемой профессией. После профессионально-психологического отбора кандидату присваивается определенная категория. Наивысшая из них – «рекомендуется в первую очередь».

Физическая подготовка оценивается по выполнению нормативов. Девушки выполняют такие упражнения, как сгибание-разгибание рук, наклоны туловища вперед, бег (60м, 100 м, 1 км). Выполнять требования по нормативам нужно обязательно. Многие предпочитают узнать показатели и проверить себя в домашних условиях.

Востребованность контрактников

Мы уже касались вопроса об армейских должностях, которые традиционно замещают девушки, но в последнее время женский коллектив можно встретить и там, где по убеждениям должны пребывать только представители сильного пола. Полный перечень вакантных должностей очень разнообразный, он включает в себя телефонисток, работников кухни, медработников, операторов ЭВМ, картографов, экономистов. Обычно такие должности предоставляют войска ПВО, войска связи, РВСН.

Существуют профессии действительно редкие, поэтому к претенденткам предъявляются повышенные требования. Они должны уметь пользоваться оптическими, метеорологическими, звукометрическими и полиграфическими приборами. Такие навыки пригодятся в области аэрофотослужбы или топогеодезии, а также в картографии.

В общей сложности контингент российских вооруженных сил насчитывает около 40 тысяч женщин. Благодаря тому, что служба по контракту для девушек предоставляет такие же права, что и для мужчин, нередко в военных городках проживают семейные пары, являющиеся военнослужащими.

Социальные льготы военнослужащим

В настоящий момент армия в России испытывает время своего прогрессивного развития, поэтому женская ее составляющая вносит характерные изменения в перечень социальных гарантий от государства.

  • Будучи состоящей на службе, женщина вполне может рассчитывать на оплачиваемый отпуск по беременности и дальнейшему уходу за ребенком. Находиться в декретном отпуске она имеет право до того момента, пока малышу не исполнится 3 года, но государство оплачивать будет строго определенный период времени (70 дней до родов и 70 дней после родов). До 1,5 лет оплата составляет 40% денежного довольствия.
  • Военная пенсия характерна определенной выслугой. Если женщина решит поступить на службу сразу после достижения совершеннолетия, причем всю свою жизнь она свяжет с военной деятельностью, то первую пенсионную выплату она получит отнюдь не в 55 лет, а гораздо раньше.
  • Материальное обеспечение офицеров запаса в нашей стране достаточное, чтобы достойно жить, не жалея о пройденных годах. Ко всему прибавляется неплохая возможность с минимальными затратами стать обладательницей жилья. Программа ипотечного кредитования, в которой участвует Министерство обороны, позволяет дотационные средства пустить на погашение ежемесячного платежа. В обычной гражданской жизни такой помощи не встретить.

Выбирать или не выбирать службу в армии

Государство в лице Министерства обороны не относится равнодушно к тем, кто решил посвятить всего себя защите Родины. Стабильность материального и социального обеспечения военнослужащих стало первоочередной задачей новых реформ. Положительным аспектом является законное трудоустройство, соцпакет, отсутствие задержек по зарплате. Именно эти факторы являются решающими, когда соискатель определяется «на гражданке», куда пойти работать.

Самыми привлекательными льготами для военнослужащего являются: бесплатный проезд, приобретение жилья, бесплатное лечение. Женщина в данном контексте имеет свои выгоды: оплачиваемый декретный отпуск (в гражданской жизни беременность может сильно навредить развивающейся карьере), льготная пенсия, гармоничная семья с мужем-военным.

Хоть путь в армию и открыт, каждый претендент обязан как следует подумать, ведь трудностей много, а предусмотреть все практически невозможно. Для женщины командировки или ночные дежурства могут показаться неприемлемыми. Справиться с этим может только человек, движимый идеей безопасности государства, своих родных и близкий, а не материальной выгодой. Если отсутствует в себе чувство долга перед Отечеством, то в этом ничего предосудительного нет, но стоит ли при этом поступать на военную службу? Решает каждый сам за себя.

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх