Права учителя в школе

Права педагога

Каждый человек имеет ряд прав, которые защищают его достоинство, честь и профессиональную деятельность. Основным нормативным документом является Конституция РФ (ст. 23). Это касается всех участников образовательного процесса.

Любая учебная организация разрабатывает должностные инструкции, в которых прописаны права учителя в школе по законам РФ.

Педагог имеет право:

  • Получать соответствующий гонорар, согласно квалификации и отработанным труд часам;
  • Иметь необходимые условия для образовательного процесса;
  • Пользоваться социальными льготами, установленными Законом.

Права учителя в школе согласно законодательной базе

Право Нормативные акты
Участие в школьном управлении. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 №196 в ред. от 03.10.2009 п.64
Выставление кандидатуры на любую должность в школьном коллективе. Оно же
Разработка методики и форм образовательного процесса. ФЗ №273 от 29.12.2012 «Образовании в РФ» ст. 47 п. 2
Обращение в комиссию для урегулирования вопросов, возникающих при разногласии участников образовательного процесса. ФЗ №273 от 29.12. ст. 47 п. 12
Получение отгулов или оплату труда в двойном размере в нерабочие дни. ТК РФ ст. 153
Получение защиты от неправомерных действий родителей и опекунов. ЮНЕСКО от 05.10.1966г «О положении учителей»

Кроме этого, права и обязанности учителей в школе позволяют вызывать родителей и опекунов на собрания, требовать создания необходимых условий для учебы ребенка (своевременное посещение занятий), от детей – соблюдение школьного распорядка и дисциплины.

Права учителя начальных классов в школе: не допускать учащегося к дисциплине «труд» без специальной формы, к физкультуре – без спортивной одежды.

Требования к школьному педагогу

Каждый учитель должен знать законодательную базу, руководствоваться Конституцией РФ, решениями и постановлениями Правительства РФ, соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

Требования к учителю начальной школы прописаны в должностной инструкции образовательного заведения. Педагог должен уважать и соблюдать Устав школы, бережно относиться к вверенному имуществу, участвовать в коллективных собраниях.

В должностные обязанности учителя начальной школы входят следующие пункты:

  • Ежедневная проверка предметных тетрадей;
  • Выставление оценок, согласно знаниям;
  • Ведение классного журнала;
  • Работа над ошибками, после проверки тетрадей;
  • Сопровождение детей в гардероб и ведение контроля за дисциплинарным порядком.

Требования к учителям в школе подразумевают повышение и подтверждение квалификации, а также прохождение ежегодного медицинского обследования.

Истинный педагог должен любить свою профессию и учеников, находить в каждом ребенке лучшие качества, поощрять за хорошие результаты, влюбить научить любить предмет. Для этого необходимо обладать духовными и творческими способностями.

Примечание. Знание и свободное владение персональным компьютером и стандартными программами входит в общие обязанности и требования к учителю современной школы.

Запрещенные действия со стороны преподавателя

Образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Часто возникают спорные ситуации, когда педагог не знает, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться желаемого результата.

Преподаватель не имеет права:

  1. Выгонять ученика с урока, даже если он систематически подрывает дисциплину.
  2. Забирать у детей личные вещи, в том числе телефоны и гаджеты.
  3. Оскорблять или делать обидные замечания с унижением личного достоинства ученика.
  4. Воздействовать с помощью физического принуждения.
  5. Показывать личные отношения, которые не относятся к образовательному процессу.
  6. Ставить баллы за провинность, а не за знания.
  7. Давать домашнюю работу в праздничные дни и каникулы (Конвенция о правах ребенка ст. 31).

Важно! Учитель не имеет права собирать деньги с детей по собственной инициативе или по просьбе школьной администрации.

Преподавателю запрещено привлекать к труду учащихся, если это не предусмотрено образовательным процессом. Не допускается агитация детей к вступлению в разные организации и партии.

Ответственность учителя

За нарушение этических норм и обязанностей педагог может понести дисциплинарное, административное и уголовное наказание. За неисполнение или недобросовестное исполнение своих обязанностей учитель понесет дисциплинарное взыскание в виде:

  • Предупреждения;
  • Выговора;
  • Аннулирования контракта.

Для прекращения трудовых отношений педагог должен совершить повторное нарушение или однократное физическое воздействие на ученика или его законного представителя. За жестокое обращение преподаватель может понести уголовное наказание. В качестве меры он лишается права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 до 5 лет.

Требования к учителям в школе подразумевают бережное отношение к имуществу образовательного учреждения. Педагогический работник может быть привлечен к возмещению ущерба, причинённого в результате:

  • Умышленных деяний;
  • В результате административного нарушения;
  • Недостачи вверенных ценностей.

Кроме этого, в обязанность преподавателя и образовательного учреждения входит ответственность за безопасность детей. Бездействие в ситуациях, когда видна потенциальная угроза для здоровья ребенка, приравнивается к нарушению и карается законом. Примером может стать драка учеников, проведение занятий и экскурсий при плохих погодных условиях, оставление детей без присмотра, даже на непродолжительное время.

Учитывая все тонкости профессии, работу педагогом – это тяжелый ежедневный труд. Учитель имеет множество обязанностей и ограничений и минимальный набор прав, которые часто ущемляются. Преподавателю остается надеяться на понимание и уважительное отношение родителей, доброту и воспитанность учеников.

Юридическая помощь педагогам

К юристу учителя обращаются по самым различным поводам. Это могут быть вопросы, связанные с Трудовым кодексом, когда нужна консультация на будущее. Проблемы с родителями и детьми порой вынуждают воспользоваться защитой опытного адвоката, который пояснит возникшую ситуацию с точки зрения Гражданского и Административного права. Профессиональный свод законодательных актов диктует педагогам различные обязанности, указывает на права, ими не используемые.

Вопросы касаются спорных моментов по ранее заключенным трудовым договорам, выплаты компенсаций за дополнительные учебные часы, проблемы прохождения курсов повышения квалификации, расчета стажа при совмещении. Большинство проблемных вопросов затрагивает смежные разделы права, требуется обоснование юристов различных направлений, порой экспертных заключений и сбора доказательной базы.

Узнать, входит ли в педагогический стаж второй декретный отпуск или допустимо единственный раз воспользоваться правом, можно при обращении за консультацией к юристу. Например, довольно часто возникает вопрос о правовых установках, касающихся зачисления времени обучения на квалификационных курсах в общий и педагогический стаж.

Не стоит самостоятельно решать подобные вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Профессионал даст быстрый и четкий ответ, укажет на соответствующую норму закона. Конфликты между руководством учебного заведения и педагогом должны решаться в соответствии с правом, защитить интересы обратившегося должен адвокат. Специалист доберется до сути проблемы, рассмотрит ее без эмоций и ложных посылов. Факты и соответствующие доказательства будут представлены противным сторонам в соответствии с законами.

Юрист постарается достичь компромисса, объяснив заинтересованным лицам, какой результат предположительно даст судебное рассмотрение. При неправомочном увольнении потребуется восстановление судебным решением, возмещение материальных убытков и морального вреда. Объяснить участникам конфликтной ситуации, на каких законах основаны требования обеих сторон, прийти к примирению интересов — в этом состоит задача практикующего адвоката.

Особо сложными в работе учителя являются конфликты с учениками и их родителями, которые могут обратиться с жалобой к руководству или в надзорные органы. Иногда споры требуют судебного рассмотрения, педагогу грозит административное или уголовное наказание. Страдает репутация, можно лишиться работы по специальности, получить запрет на дальнейшую деятельность. Судебный процесс следует проходить под руководством опытного защитника.

Адвокат сможет грамотно обосновать позицию клиента, привести законные аргументы доказательства правоты, выступить на заседаниях от лица доверителя. Имея практический опыт, защитник составит заявления и ходатайства, соблюдет установленный регламент, что не потребует повторных обращений и исправлений недочетов. Привлечь специалиста можно на любом этапе рассмотрения дела, адвокат может пройти весь процесс со своим подзащитным. Если решение суда не устраивает клиента, то адвокат продолжит работу, обратившись в вышестоящие инстанции.

Методические рекомендации для педагогов

Глава 2. ЗАЩИТА ПРАВ УЧИТЕЛЯ
^ 2.1. Ситуации, в которых права учителя нарушаются родителями или учащимися
И родители, и учителя чаще всего искренне убеждены в том, что именно они абсолютно бесправны в школе. Большинство жалоб родителей на нарушения со стороны учителей заканчиваются такими словами: «Приходится смирять­ся, учитель всегда прав, мы ничего не докажем». О том же самом рассуждают учителя: «Стоит родителям пожаловаться — и никто нас слушать не станет, сразу выговор влепят». Очевидно, что такие настроения выгодны только тем, кто наши права нарушает.
Если опираться на действующее законодательство, то окажется, что роди­тели и педагоги имеют примерно равные возможности. Более того, большая часть прав родителей «уравновешивается» правами учителей.
Так, например, родители имеют право на получение информации о содержа­нии учебных программ и критериях выставления оценок25. Некоторые пользу­ются этим и требуют от учителя подробнейших отчетов: почему тема изучается именно так? зачем на уроках даны именно такие термины? Но грамотный учи­тель сошлется на свою свободу педагогической деятельности и свободу твор­чества26. Учитель — хозяин на своем уроке во всем, что касается методики пре­подавания, и никто — ни родители, ни школьная администрация — не имеет права требовать от него «утвержденной свыше» схемы урока или типов заданий.
Большое количество несправедливых решений, принятых за последние несколько лет органами управления образованием и вынесенных судами по жалобам родителей, объясняется двумя причинами: нежеланием многих учи­телей обращать внимание на «формалистику» и неумением пользоваться име­ющимися в нашем распоряжении правовыми механизмами.
Для удобства рассмотрения все жалобы на учителей можно условно разде­лить на две группы:
• обвинения в жестоком обращении (во всех вариантах — физическом, пси­хологическом и сексуальном);
• обвинения в профессиональной некомпетентности (как предметника и как классного руководителя).
^ 2.1.1. Обвинения в жестоком обращении
Обвинения учителей в физическом насилии, сексуальных домогательс­твах были и будут всегда во всем мире. При советской власти вопрос решался очень просто: после первого же сигнала в райком партии учителя увольняли без всяких разбирательств.
Сейчас у учителя есть больше возможностей защитить свое доброе имя. Например, потребовать специальной комиссии, которая проведет внутри-школьное расследование, не доводя дела до суда.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Провокация. Ученик или группа учеников вызывающе ведут себя на уроке или на перемене, демонстративно не выполняют законных требований учи­теля. Поддавшись на провокацию, учитель срывается и сам нарушает закон: грубо кричит, оскорбляет, бьет ученика. Родители пострадавшего ребенка пи­шут заявления директору и в прокуратуру. В качестве доказательств они часто приносят аудио- или видеозапись.
Самое грустное здесь то, что учитель иногда искренне не видит своей вины: «Они меня оскорбляют, а я должен молчать?!» Он путает две принципиально разные ситуации: конфликт двух равных по статусу людей (и тогда все опре­деляется только общим уровнем цивилизованности участников) и конфликт начальника-учителя с подчиненным-учеником. На уроке учитель имеет право использовать только педагогические методы воздействия. В этом отношении учитель ничем не отличается от любого облеченного властными полномочия­ми человека: никакой чиновник «при исполнении» не имеет права на личную приязнь или неприязнь, его полномочия четко ограничены законом.
Основная линия защиты в этой ситуации — не отрицая самого факта, дока­зать провокационный характер случившегося. Вряд ли все остальные ученики поддерживают провокатора — скорее они смотрят на все как на интересный спектакль. Детям просто не приходит в голову, что учитель (для многих из них — авторитетнейший Взрослый) может серьезно пострадать от ученичес­кой «шутки». Поэтому обвиняемому учителю следует рассказать классу о возможных правовых последствиях провокации. Это не должно выглядеть как давление на детей, чтобы они дали нужные учителю показания, — нуж­но просто информировать. Скорее всего большинство детей (и что еще важ­нее – родителей) правильно оценят ситуацию и поддержат своего учителя.
Клевета. Многие обвинения учителей в жестоком обращении просто ни на чем не основаны, это классическая клевета. Особенно часто ее жер­твами становятся учителя-мужчины, которых обвиняют в рукоприкладс­тве, в сексуальном насилии. Подобным обвинениям, как правило, верят родители и коллеги, их с удовольствием подхватывает широкая публика. Доказать свою невиновность бывает очень трудно. Поскольку каждый учи­тель примерно знает, от каких учеников он может ожидать любой гадости, ему следует именно с ними быть максимально осторожным: не оставаться наедине, спрашивать только в присутствии других учеников или учителей,
оценивать максимально объективно, не вступать в какие-либо неформаль­ные отношения.
Если же заявление о жестоком обращении передано директору, следует тре­бовать официального расследования. Ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что администрация школы замнет дело: тогда учитель окажется в двойной зависимости — от «спасшего» его директора и от родителей «жертвы», согла­сившихся не поднимать шума.
^ 2.1.2. Обвинения в профессиональной некомпетентности
Гоголевский смотритель училищ Лука Лукич Хлопов недаром говорил: «Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В самом деле, многие родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявля­ют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе учителя. «Нас учили по-другому, и хорошо выучи­ли» — такие упреки слышали все авторы оригинальных учебных программ и методик. «На наших детей рукой махнули, никакого индивидуального подхода нет», — вздыхают родители, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с учителем.
Лучшая защита в данном случае — нормативные акты, регулирующие ра­боту учителя. Ни в одном законе нет (и не может быть в принципе!) никаких точных требований к качеству педагогической деятельности. От учителя мож­но требовать выполнения учебной программы (знания и умения детей прове­ряются на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах). Но ни одна инструкция — не говоря уже о Законе «Об образовании» — не предписывает учителю какие-ли­бо обязательные методики преподавания. В государственном стандарте есть минимум, но не запрещено расширять этот минимум, предлагать учащимся различные научные теории и гипотезы, альтернативные точки зрения. Более того, несмотря на реальное сокращение за последние 5 лет количества реко­мендованных и допущенных учебников, у учителя все еще остается выбор27.
Значит, чтобы родители не могли жаловаться на «неправильное преподавание» и «опасные для детской психики учебники»28, учителю следует с самого начала, на первом же родительском собрании, подробно рассказать родителям о своей методи­ке и о выбранных им учебных пособиях. И разумеется, у учителя, работающего не только по одному рекомендованному учебнику, должна быть какая-то поддержка «сверху». Кто-то (районный методист, автор оригинальной методики, редактор «профильного» педагогического СМИ) должен быть готов его защитить.
В должностной инструкции классного руководителя может быть указано количество внеклассных мероприятий. Но большую часть работы описать невозможно: педагогика все еще остается искусством, а не технологией. Тре­бовать от любого работника можно только того, на что он дал письменное со­гласие, за что он получает зарплату. Да, многие учителя выполняют большую часть работы бесплатно, работая «не за страх, а за совесть», но это не обязан­ность, а их добрая воля и личное желание. И родители должны понимать, что работа в школе — это во многом благотворительность со стороны учителя.
Одним из вариантов реакции учителя на жалобы может стать «итальянская забастовка», когда учитель работает исключительно по инструкциям, не нару­шая ни одной из них, даже самой бессмысленной. При этом такого же строгого исполнения формальных правил учитель требует от учеников и родителей. Де­ти сдаются обычно через неделю, родители приходят «с повинной» в течение месяца.
Не менее эффективным бывает познакомить родителей с приказами и инструкциями, касающимися оплаты труда учителей. Наибольшее впечатле­ние производит Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, в котором вся работа учителя делится на оплачиваемую (учебные часы) и неоплачиваемую (воспитательная работа, методическая работа и пр.). Так что сколько бы ни работал классный руководитель, он получит даже не оплату своего труда, а всего-навсего «вознаграждение»29 в 1000 рублей. (Мы не говорим сейчас о приятных исключениях, когда умный директор выбивает дополнительные ставки для оплаты труда классного руководителя.)
^ 2.2. Ситуации, в которых трудовые права учителя
нарушаются школьной администрацией
У школьной администрации есть масса возможностей наказать Неугодно­го учителя. Давление на такого педагога, как правило, идет по трем направ­лениям.
Во-первых, учителю можно сделать неудобное расписание занятий, сокра­тить нагрузку (но помните: меньше 18 часов в неделю без письменного согла­сия учителя ее все равно сделать нельзя).
Во-вторых, против учителя можно попытаться настроить педагогический коллектив или начать отыгрываться на его учениках: придираться к ним, ли­шать интересных мероприятий и т.д.
Наконец, в-третьих, учителя можно замучить бесконечными проверками и придирками, поскольку точно выполнять все существующие нормативы пере­груженному учителю очень сложно.
Это, конечно, сильные «аргументы» администрации, и учитель, начиная борьбу за свои права, должен трезво оценить ситуацию и свои возможности.
1. Любой разговор с чиновником, с представителем власти — это разговор на языке права. Вашими аргументами в конфликте со школьной администрацией должны быть статьи закона, а не обращения к чувствам собеседника. Фразы: «Войдите в мое положение», «Сделайте в виде исключения» — не пройдут. За чашкой чая в учительской — другое дело, там вы можете обращаться к дирек­тору как к приятелю. Но не при решении важных для вас вопросов!
2. Второй совет вытекает из первого. К разговору надо серьезно готовиться. Минимум — найти и прочитать ряд статей из Трудового кодекса30 и Закона «Об образовании», решить, какие из них относятся к вашему случаю.
3. Не подписывать никаких документов, не прочитав их внимательно. Это относится прежде всего к поступлению на работу. Помимо трудового договора вас должны ознакомить с должностной инструкцией, в которой зафиксирован точный список ваших обязанностей. Как правило, они доста­точно абстрактны (отрывки из примерной инструкции классного руково­дителя приведены в обзоре законодательства) и дают большой простор для толкования как работнику, так и работодателю. Не забывайте, что если вас не устраивает какая-то формулировка, вы имеете право предложить свой вариант. Что касается обязанностей, не предусмотренных в должностной инструкции, то по Трудовому кодексу директор имеет право специальны­ми приказами возлагать их на вас только в строго определенных ситуаци­ях31. Так, достаточно часто директора предлагают заведующим кабинетами учителям подписать договор о материальной ответственности за все име­ющееся в кабинете оборудование и даже мебель. От такого предложения можно уверенно отказаться. В любом случае этот договор не будет иметь законной силы: заключать такой договор можно только с представителями определенных профессий. Эти профессии перечислены в особом списке, и учителя туда не входят32. Исключением могут быть только заведующие хи­мическими и биологическими кабинетами, потому что они могут работать с опасными веществами.
4. Обязательно познакомьтесь с Уставом школы. Что именно должно быть прописано в уставе, сказано в статье 13 Закона «Об образовании». Не смущай­тесь, если увидите удивленные лица коллег — пускай сочтут вас занудой-формалистом, но вы точно будете знать, в какую школу пришли. К сожалению, никто не хочет даже поинтересоваться, что именно записано в уставе. Это, кстати, очень удобно школьной администрации: можно требовать чего угодно, не стесняя себя никакими писаными правилами. Поэтому и учителям, и роди­телям необходимо настаивать не только на соблюдении всеми устава, но и на внесении в него необходимых изменений. Жизнь меняется, возникают новые проблемы, значит, они должны отражаться в главном документе школы.
Многие родители уже поняли роль устава и при поиске подходящей школы внимательно изучают этот документ.
5. Одно из главных прав учителей, как и всех наемных работников, — право на объединение для отстаивания своих профессиональных интересов. Осо­бенно эффективны коллективные действия для решения вопроса о повыше­нии заработной платы, об улучшении условий труда.
6. Мы, к сожалению, привыкли, что школа — учреждение закрытое или в луч­шем случае полузакрытое. Среди педагогов бытует мнение, что чем меньше ин­формации о школе, тем лучше. Это вполне объяснимо: школа до сих пор слиш­ком уязвима, слишком зависима от районного начальства, и любое ЧП может быть в дальнейшем использовано против школы. Но эта же закрытость лишает всех нас — детей, учителей, родителей — возможности защиты. Контроль со сто­роны институтов гражданского общества весьма ограничен (по мнению незави­симых экспертов, об армейской жизни и о жизни заключенных наши граждане знают больше, чем о реальном состоянии дел в школах). Разумеется, это очень удобно нарушителям прав участников образовательного процесса.
Если вы уверены, что в школе происходит серьезное и систематическое нарушение чьих-то прав, ищите союзников вне школы. При этом вам совсем не обязательно сразу же на всю страну объявлять номер школы и фамилию директора. Обратитесь к региональному уполномоченному по правам челове­ка, в бесплатные юридические клиники (они организованы при юридических факультетах многих университетов), в правозащитные приемные.
^ Обзор законодательства
Каждая сфера жизни регулируется своими законами, которые являются для нее основными. Другие законы и подзаконные акты, так или иначе затрагивающие эту сферу, не должны противоречить основным. В случае возникновения проти­воречий между законами преимущество имеет отраслевой закон.
Итак, в оценке любых нормативных актов, касающихся нас как учителей, мы отталкиваемся от принципа первичности Конституции РФ и основного в нашей области закона — Закона РФ «Об образовании».
^ При защите прав учеников и учителей нужно опираться на следующие документы:
• Конституция РФ;
• международные договоры: Международный пакт о гражданских и политичес­ких правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Пер­вый дополнительный протокол к этой конвенции; Конвенция о правах ребенка;
• Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании»;
• Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29 декабря 1995 г. (в ред. ФЗ от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06 1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ);
• Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 № 97-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 201-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.12.2006 № 271-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.10.2007 № 224-ФЗ, от 18.102007 № 230-ФЗ, от 01.12. 2007 № 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.032Ш5№3-ЦОпределеш1емКонстшуционногосудаРФот 11.072006№213-О);
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (в ред. ФЗ от 20.07.2000 № 103-ФЗ);
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, в ред. Постанов­ления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854);
• Устав школы;
• должностные инструкции учителя, классного руководителя.
Найти все эти нормативные акты несложно, например, воспользовавшись системами «Гарант»33 или «Консультант плюс»34. Поэтому здесь мы поместили только несколько выдержек.

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Защита прав учителей

111 юристов сейчас на сайте 2937консультаций за 24 часа

Защита прав учителя. Мне необходимо найти компетентного юриста в этом вопросе.

Уважаемая Алла, насколько я понимаю, что речь идет о защите прав учителя как работника в отношениях с работодателем. Такая защита возможна, если права действительно нарушены. Обращайтесь к тому или иному из юристов, давших Вам ответ на вопрос, так как обычно юристы отвечают на те вопросы. Имейте в виду, что юристы, отвечающие на сайте, Ваших контактов не имеют и позвонить Вам первыми не могут, если кто-то будет звонить, то это не юристы с этого сайта, возможно, и вообще не юристы. У юристов сайта контакты в подписи к ответу. Возможно также обращаться в личные сообщения.

Добрый день, Алла! В чем и кем нарушены ваши права? Какой результат вы хотите получить? Из любой ситуации всегда можно найти выход, главное — предпринять шаги для его достижения. Обратитесь к юристам и они помогут вам в составлении документов, решении Вашего вопроса. Контактные телефоны, адреса обычно указаны под ответом юриста. Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах. С уважением, юридическая компания «ПРАВО», член Гильдии Правозащитников Москвы!

Здравствуйте, Алла! Вы можете обратиться напрямую к любому юристу нашего сайта и согласовать все интересующие Вас вопросы, данные всех юристов есть на сайте и под каждым ответом. С уважением, ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ЗАКОН».

Защита прав работника. Работаю учителем. Имею 1 день в неделю день самоподготовки. Который соответственно не оплачивается. В этот день директор собирает совещание, должна ли я присутствовать в качестве просто слушателя и может ли директор наложить на меня взыскание? Совещание уже было ещё одно в специально отведённый день и там я присутствовала, а это уже второе.

Надо смотреть документы регламентирующие порядок предоставления этого одного дня Освобождаетесь ли вы в этот день от исполнения других обязанностей?

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента? Если есть родители имеет ли эта жалоба юридическую силу против учителя и какие шаги в свою защиту необходимо сделать учителю, потому что администрация школы готова даже уволить учителя чтобы удовлетворить жалобу!

Жалоба имеет силу. Учителю нужно доказать свою невиновность, а иначе к ней вправе применить дисциплинарное взыскание. Удачи Вам и всего самого наилучшего.

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента?

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента? Разумеется, учитель вправе показать копию этой жалобы своему адвокату и выработать юридическую позицию.

Как защитить права своего ребенка в школе от унижения со стороны учителя?

Пишите жалобу в департамент образования

Я хотела бы узнать права учителей относительно зарплаты и как мне защитить свои права если они нарушаются руководителем.

Здравствуйте! права учителей относительно зарплаты регулируются Положением об оплате труда и трудовым договором.

Если ученик выложил видео на учителя в Интернет без его согласия, можно ли защитить свои права и привлечь к наказанию ученика?

Здравствуйте! Конечно. Обратитесь в суд

Моего ребенка унижают учителя и я не знаю своих прав в отношении защиты сына. Суть в том, что мальчик обучался интерактивно почти шесть лет, но вместе с его решением вернуться в социум мы пришли в обычную школу. Коллектив школы встретил ребенка напряженно, — со словами еще один кандидат на справку. 9 й класс. Зная на личном опыте, что со стороны учительского коллектива возможны некорректные высказывания в адрес ребенка, я неоднократно беседовала с директором школы об особенностях сына и просила отнестись коллективу учителей с пониманием. Ребенок имеет нестандартное мышление, открыт для общения, но ему очень трудно организовать свой рабочий день. У мальчика проблемы с письмом неврологического характера, но он имеет феноменальную память и отлично ориентируется в компьютерных технологиях, в чем заслуга Краевого педагогического лицея, где он обучался несколько лет. В школе ребенок встал на сторону девочки из класса, которую подвергали насмешкам одноклассники, поведение которой порицалось учителями и подружился с ней. Коллектив учителей, не замечавший проблем девочки до сих пор, вдруг решил ее спасти, но не от ее обидчиков, а от моего сына. Завуч школы позвонила родителям девочки и предупредила, что мой ребенок состоит на учете у психиатра, что имеет инвалидность и дети должны расстаться. Классный руководитель в классе обратился к подруге моего сына: — твоей матери же сказали, что вам не по пути, что неясно? В беседе с классным руководителем мне было сказано, что много учителей звонили матери девочки и что она не хочет быть крайней. В личной беседе с директором школы я услышала, что нет ничего страшного в поступках учителей, они просто люди. Считаю, что учителя свободны во мнениях, но профессиональная этика ограничивает их (или должна ограничивать?) в словах и делах. Мальчик намерен уйти из школы, считает себя униженным.

Вы изложили обстоятельства. Ваш вопрос в чём?

обратитесь в комитет образования-как законный представитель ребенка требуйте проведения проверки.

Моего ребенка унижают учителя и я не знаю своих прав в отношении защиты сына. Суть в том, что мальчик обучался интерактивно шесть лет, но вместе с его решением вернуться в социум мы пришли в обычную школу. Коллектив школы встретил ребенка напряженно, — со словами еще один кандидат на справку. 9 й класс. Пришло время, когда мальчик подружился с девочкой. Завуч позвонил родителям девочки и предупредил, что ребенок состоит на учете у психиатра, что имеет инвалидность и дети должны расстаться. Классный руководитель в классе обращается к подруге моего сына: — твоей матери же сказали, что вам не по пути, что неясно? Ребенок считает себя униженным.

Обратитесь с жалобой в Комитет по образованию.

Я сестра ученицы в школе. Имею ли я какое-нибудь право на защиту её интересов в споре с учителями и директором в частности? Просто директор меня не слушает и выгоняет из кабинета, говорит что разговаривать будет только с мамой.

Нет, не имеете. Представлять интересы несовершеннолетней сестры могут только законные представители (родители)

Законные представители — родители или опекуны.

Имеет ли право завуч орать на учителя при детях?! Как можно себя защитить в таких обстоятельствах?

Завуч не имеет право орать на учителя при детях и на едине. Есть этикет учителя и правила поведения на работе.

Защита прав учителей! Вопрос такой: подскажите, пожалуйста, как я могу себя защитить (да и своих коллег), есть ли какая-нибудь статья, предусматривающая защиту частной (личной) жизни учителя. Почему-то многие родители сегодня считают, что учителя не имеют тех прав, что остальные члены общества. Ситуация такая: я работаю в школе и постоянно сталкиваюсь с тем, что обсуждают мою личную жизнь, сплетничают, распускают различные слухи, при чем как родители, так и дети этих родителей, то, что дома услышат. Это очень неприятно. Дело в том, что я встречаюсь с молодым человеком, который меня на много младше, это и является главной темой для разговоров. Но сейчас это очень часто встречается, мы оба совершеннолетние, неужели я должна отчитываться за все свои поступки? Спасибо.

Нормальным людям объяснять очевидное не нужно. В цивилизованном обществе существуют правила поведения, этикет и все это объясняют и прививают с детства родители. Для любого нормального человека — соблюдение правил приличия — норма, для хамов, быдла — нет и такого.. к сожалению полно в том числе и среди представителей власти. Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд 1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. 2. Отказ от права на обращение в суд недействителен. 3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита чести, достоинства и деловой репутации 1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти. 2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации. 3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. 4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. 5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет». 6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом. 7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие. 8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. 9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений. 10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации. 11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана изображения гражданина 1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. 2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. 3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения. Статья 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана частной жизни гражданина 1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле. 2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах. 3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина. 4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. 5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина. Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Защита прав учителя. Родительница прислала письмо на сайт школы с обвинениями учителя в профессиональной некомпетентности, в занижении оценок и вымогательстве взяток. С угрозами, что данное письмо будет отправлено в соответствующие инстанции и к нему будут прикреплены видео, аудио и фото файлы с уроков этого учителя. Как учителю защититься от таких родителей, которые ни разу не пообщались с этим учителем.

если вы уверены в своей правоте — подайте иск в суд о защите чести и достоинства

В праве ли работник социальной защиты отказать учителю-льготнику в возврате денег за капитальный ремонт многоквартирного дома? Спасибо.

Льготы по коммунальным услугам предоставляются работникам просвещения независимо от того, где работают трудоспособные члены семьи. Если один член семьи по месту своей работы обеспечивается бесплатной квартирой с отоплением и освещением на семью, другому члену семьи эти льготы не предоставляются. В случае если члены семьи имеют право на льготы, но работают в разных учреждениях, льготы на семью предоставляются по месту работы одного из них или, по договоренности руководителей заинтересованных учреждений, на паритетных началах по месту работы обоих работников. Сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет, предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР N 255 . Его действие было впоследствии также распространено на педагогических работников других образовательных учреждений, расположенных как в сельской местности, так и в поселках городского типа (рабочих поселках)

Данной льготы у педагогов нет. Педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, гарантируется дополнительная социальная поддержка со стороны государства. В частности, граждане, отнесенные к указанной категории, имеют право на получение льгот при оплате жилья и коммунальных услуг. Субъектами Российской Федерации применяются две основные формы предоставления льгот педагогическим работникам при оплате жилья и коммунальных услуг: натуральная форма (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением) и денежная форма (ежемесячная денежная компенсация). Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются льготой в форме денежной компенсации в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Оплата расходов на отопление осуществляется независимо от способа отопления и видов используемого топлива. В размер компенсации также включаются расходы на доставку твердого топлива. Компенсация предоставляется независимо от формы собственности и площади жилого помещения.

Здравствуйте! Вправе, если он не представит доказательств проведенного ремонта

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх