Общественный торговый контроль проверка

Форум

О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ПИСЬМО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
29 июня 2005 г.
N 0100/4938-05-32
(Д)
В связи с большим количеством обращений о полномочиях
общественных объединений потребителей по защите прав потребителей
Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей» (далее — Закон) определяет права общественных
объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав
потребителей.
Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)
для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам
(работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров
(работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров
(работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями)
информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о
выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты
для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а
также информировать органы местного самоуправления о выявленных
нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз
по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых
действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных
исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию,
которая будет способствовать реализации прав и законных интересов
потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их
ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества
товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации
предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ,
услуг), по приостановлению производства и реализации товаров
(выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка
товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и
установленным законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной
власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих
производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг),
не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а
также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о
признании недействительными актов федеральных органов исполнительной
власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих
законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав
потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и
законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей,
неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные общественные организации по
защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного
направления своей деятельности определяют контрольные функции,
организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся
к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы
общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст.
45 Закона.
Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей
и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с
предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении
проверочных мероприятий представителями общественных объединений
потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами предпринимательской
деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и норм;
проверку наличия документов об образовании торговых работников,
санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по
контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N
134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»,
субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий
возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление
актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит
соответствующее право общественных объединений потребителей (их
ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей,
т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о
несоблюдении императивных норм потребительского законодательства,
устанавливающих эти права.
Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации «О
защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе
осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов
потребителей с применением соответствующих мер общественного
воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой
является разъяснительная и просветительская работа среди
предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование,
оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел
при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о
правах потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо
вырабатывать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия с
общественными объединениями потребителей по формированию и реализации
национальной политики в области защиты прав потребителей, что среди
прочего может находить свое практическое выражение в работе
координационных советов по защите прав потребителей в субъектах
Российской Федерации и в региональных программах по защите прав
потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора следует продолжить
работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными
объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами),
зарегистрированными в установленном порядке на территории
соответствующего региона.
По итогам работы с общественными объединениями потребителей за
III квартал 2005 года следует в срок до 01.10.2005 представить в
Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе
на электронном носителе информации).
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
29 июня 2005 г.
N 0100/4938-05-32

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх