Нормативы накопления твердых бытовых отходов для населения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Брянской городской администрации от 26.02.2004 N 656-п
«О СБОРЕ И ВЫВОЗЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, СОДЕРЖАНИИ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В Г. БРЯНСКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ»

БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2004 г. N 656-п

О СБОРЕ И ВЫВОЗЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ,

СОДЕРЖАНИИ ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

В Г. БРЯНСКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ

ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

В настоящее время в г. Брянске остро стоит проблема сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. Наблюдается значительный рост несанкционированных свалок, с каждым годом ухудшается санитарное состояние контейнерных площадок, на которых все чаще образуются свалки мусора по причине переполнения контейнеров-мусоросборников. Это все происходит несмотря на то, что забор мусора из контейнеров производится спецтранспортом муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» (далее по тексту МУП «Спецавтохозяйство») регулярно согласно заключенным договорам.

Ежегодный объем вывозимого мусора в г. Брянске МУП «Спецавтохозяйство» составляет более 600 тыс. куб. м (около 800 тыс. контейнеров). Для сбора мусора на контейнерные площадки города выставляется 3437 контейнеров.

Но как показывает практика, этого недостаточно для своевременного вывоза мусора, на контейнерных площадках зачастую образуются свалки, вызванные переполнением контейнеров.

Это связано, прежде всего, с тем, что:

Во-первых, существующие нормы накопления твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО) устарели. Вызвано это тем, что изменился морфологический состав самого мусора. На смену традиционной стеклянной таре, подвергающейся повторному использованию, и бумажной упаковке пришли изделия из полиэтилена и пластика, имеющие большой объем и практически не поддающиеся процессу прессования. В связи с этим фактический объем мусора увеличился по сравнению с расчетным. Нормы накопления ТБО на одного жителя в год, утвержденные Постановлением администрации г. Брянска N 730 от 21.06.1995, составляют:

— в благоустроенном жилищном фонде — 1,1 куб. м/год;

— в неблагоустроенном жилищном фонде — 1,5 куб. м/год;

— в частном секторе — 2,0 куб. м/год.

Необходимое количество контейнеров на той или иной контейнерной площадке рассчитывается в зависимости от норм накопления ТБО на одного человека в год (для жилищного фонда) и количества жильцов, или от норм накопления ТБО на 1 кв. м площади, или норм накопления на 1 место (1 сотрудника) для предприятий и организаций.

Для квалифицированного решения данного вопроса и оценки существующего положения было привлечено федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» Госстроя России.

В результате проделанной работы было установлено, что норма накопления твердых бытовых отходов для благоустроенного жилищного фонда в г. Брянске составляет на сегодняшний день 1,44 куб. м/чел. год, крупногабаритные отходы жилищного фонда — 0,14 куб. м/чел. год.

Во-вторых, около 30% всех жителей города Брянска проживают в частном секторе. С этой категорией граждан не заключаются договоры на вывоз ТБО, так как для этого нет необходимой законодательной базы, хотя, как показывает опыт, большинство проживающих в частном секторе граждан выносят мусор в контейнеры близ расположенного жилищного муниципального (или ведомственного) фонда. Вывоз мусора из частного сектора организован с марта 2000 года. Доходы по вывозу ТБО из частного сектора в 2002 году составили 169,8 тыс. рублей, расходы — 308 тыс. рублей. Убытки за 2002 год составили 138,2 тыс. рублей, или 45%.

В-третьих, в 2002 году в г. Брянске насчитывалось около 6000 предприятий, договоров же на вывоз ТБО заключено было всего 1258. Отсутствие законодательной базы не позволяет привлечь к подписанию договоров тех владельцев ТБО, которые стараются уклониться от платы за вывоз ТБО, складывая образующийся у них мусор в контейнеры других организаций или муниципального жилищного фонда. Многие, чаще всего торговые организации, отказываются заключать договоры на вывоз ТБО, пользуясь при этом расположенными рядом контейнерами. Так, согласно плану дислокации торговых организаций, переданных администрациями районов МУП «Спецавтохозяйство», из общего числа 2354 организаций договоры на вывоз ТБО заключили только 954 организации, или 40%.

Рассмотрев и обсудив результаты работы по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, содержанию полигона твердых бытовых отходов в г. Брянске, постановляю:

  1. Информацию директора муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» (далее МУП «Спецавтохозяйство») Чмыхова А.В. о сборе и вывозе твердых бытовых отходов, содержании полигона твердых бытовых отходов в г. Брянске принять к сведению.
  2. Указать директору МУП «Спецавтохозяйство» Чмыхову А.В. на имеющиеся недостатки в работе по выполнению Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и обязать его принять необходимые меры по их устранению.
  3. Финансовому управлению Брянской городской администрации (Баранова) во исполнение Постановления администрации Брянской области от 04.10.2002 N 397 «О региональном плане действия по гигиене окружающей среды Брянской области на 2002 — 2004 гг.» предусмотреть в бюджете города на 2004 год финансовые средства на разработку генеральной схемы сбора отходов производства и потребления.
  4. Утвердить с 01.04.2004 разработанные ФГУП «Федеральный центр по благоустройству и обращению с отходами» Госстроя России нормы накопления твердых бытовых отходов для благоустроенного жилищного фонда г. Брянска (приложение).
  5. Считать утратившим силу п. 1 Постановления администрации г. Брянска N 713 от 21.06.1995 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов», касающийся благоустроенного жилищного фонда.
  6. Комитету по торговле, общественному питанию, бытовым услугам и защите прав потребителей городской администрации (Некрасов) организовать работу по проверке наличия у предприятий торговли договоров на вывоз ТБО и привлечению к подписанию данных договоров тех предприятий, у которых не заключены договоры со специализированным предприятием. При размещении объектов мелкорозничной торговой сети в городе Брянске, в том числе летних шатров, обязательным требованием к организациям торговли предусмотреть заключение договора со специализированным предприятием на вывоз ТБО.
  7. Муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Брянска (Жигунов) совместно с управлением по благоустройству и экологии города (Ермолаев), комитетом по земельным ресурсам и землеустройству городской администрации (Левина), комитетом по управлению собственностью города Брянска (Литвинов) и администрациями районов в городе (Акулов, Козлов, Косарев, Ковалев) подготовить до 01.10.2004 предложения областной Думе по привлечению жителей частного сектора и предприятий всех форм собственности к обязательной оплате вывоза ТБО и Правила обращения с отходами производства на территории города Брянска.
  8. Руководителям районных жилищно-коммунальных хозяйств (Грудина, Коптев, Баранчиков, Клинцов) усилить контроль за своевременным вывозом крупногабаритного мусора, уборкой, надлежащим санитарным состоянием и содержанием контейнерных площадок.
  9. Директору МУП «Спецавтохозяйство» (Чмыхов) обеспечить своевременный вывоз твердых бытовых отходов с территории города и эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания полигонов для ТБО.
  10. Управлению по благоустройству и экологии города (Ермолаев) усилить контроль по недопущению образования несанкционированных и ликвидации имеющихся свалок мусора на территории г. Брянска.
  11. Рекомендовать федеральному государственному учреждению «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Брянске» (Леденев) обеспечить контроль за санитарным состоянием мест сбора и хранения ТБО, за соблюдением физическими и юридическими лицами требований санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору, своевременному вывозу и утилизации бытового, промышленного мусора, пищевых отходов и ТБО.
  12. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на первого заместителя Главы городской администрации Гореликова А.А.

И.о. Главы городской администрации

И.П.БАЙДАКОВ

Приложение

к Постановлению

Брянской городской

администрации

от 26.02.2004 N 656-п

НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ

твердых бытовых отходов для благоустроенного

жилого фонда г. Брянска

Примечание: В нормы накопления ТБО не вошли отходы, образуемые при обрезке кустарников и деревьев.

Начальник МУ «Управление

жилищно-коммунального хозяйства»

г. Брянска

А.М.ЖИГУНОВ

Первый заместитель

Главы городской администрации

А.А.ГОРЕЛИКОВ

Заместитель Главы

городской администрации,

руководитель аппарата

А.И.ДЬЯКОНОВ

СКАЧАТЬ

Кто регулирует норматив

Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.

Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
  • Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
  • Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
  • Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).

В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.

Нормы ТБО на 1 человека

Нормы накопления твердых бытовых отходов рассчитываются отдельно для двух направлений: жилых домов и различных организаций.

Факторы, влияющие на объём нормы:

  • наличие мусоропровода;
  • газификация здания;
  • наличие водопровода и водоотведения;
  • наличие и тип отопления;
  • этажность здания;
  • климатическая зона.

Для предварительных расчетов применяются следующие ориентировочные нормы:

  1. Для благоустроенных домов (на одного человека в год): общий вес — от 200 до 280 килограмм мусора, общий объём — от 1,1 до 1,5 кубических метров, средняя плотность — от 200 до 220 килограмм на кубометр.
  2. Для домов без канализации (жидкие бытовые отходы) — от 2 до 3,25 кубических метров отходов в год со средней плотностью 1000 килограмм на кубометр.
  3. Средняя норма для благоустроенных жилых и общественных зданий в населенных пунктах численностью более 100 тысяч человек — от 260 до 300 килограмм мусора в год, объём от 1,3 до 1,5 кубических метров, средней плотностью от 190 до 210 килограмм на кубометр.

Для более точной корректировки приблизительных значений под условия конкретного населенного пункта применяется измерение и взвешивание отходов. Вывозящие организации с помощью контейнеров и весов проводят недельные (в течение семи дней) измерения по каждому объекту. Полученные данные складываются, получившиеся числа используются для расчета нормы накопления на 1 человека в месяц. Это позволяет определить необходимое для объекта количество мусорных контейнеров и транспортных средств.

Обратите внимание! Для неблагоустроенных (без отопления, газификации и водоотведения) домов частного сектора норматив будет примерно в два раза больше — от 350 до 450 килограмм на человека в год. Такая большая разница связана с тем, что отходы от местного нецентрализованного отопления (зола и пепел от сгорания дров и т. п.) тоже попадают в этот объём.

В соответствии с рекомендациями из постановления правительства «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» 2016 г. контрольные замеры по нормам накопления ТБО должны проводиться не реже, чем раз в пять лет, для каждого сезона (отопительного и тёплого) отдельно.

После контрольных измерений региональные или муниципальные операторы производят перерасчёт нормы для объекта. Сначала вычисляют средний суточный объём образующихся отходов, разделив суммарный объём за контрольный период на количество дней, в которые проводились замеры (обычно это семь дней). В итоге получается среднесуточная норма отходов.

Поскольку в холодный и тёплый сезоны количество отходов различается, а также различается время, которое они по нормативам могут легально находиться на придомовой территории, замеры проводят отдельно для каждого сезона. Умножив среднесуточную норму отходов на продолжительность сезона (в разных климатических зонах она различается), можно вычислить примерный объём отходов за сезон.

При вычислении оплаты за вывоз мусора для собственников помещений используется расчет, основанный на нормативах и наполняемости мусорных контейнеров.

При расчетах с операторами вывоза ТБО используются показатели массы и объёма, полученных при контрольных измерениях.

Кем и где применяются нормы накопления, нормативы для предприятий

Расчет норм накопления необходим для лучшей организации вывоза и распределения отходов по полигонам. Также это необходимая мера для организаций, занимающихся переработкой отходов, поскольку при строительстве мусороперерабатывающего завода нужно учитывать минимальный и максимальный объём отходов, который он сможет принять без финансовых потерь и перегрузки оборудования.

При организации вывоза мусора необходимо учитывать, что в каждой климатической зоне и в каждом регионе нормы накопления ТБО будут отличаться в зависимости от разных факторов:

  1. Продолжительность отопительного сезона (холодного времени года). Особенно актуально для частных неблагоустроенных домов.
  2. Тип используемого при отоплении топлива.
  3. Покупательская способность населения, средний размер и состав продуктовой корзины тоже влияют на количество мусора, поэтому нормативы в крупных городах немного отличаются (в большую сторону) от нормативов для поселков и деревень.

Нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий рассчитываются так же, как и для жилого фонда (с обязательными контрольными измерениями для корректировки), а по объёму составляют 30-50% от принятой в конкретном регионе или населенном пункте нормы для жилых зданий.

Как вычисляется норма ТБО

Стандартный размер накапливаемых твердых бытовых отходов рассчитывается по двум параметрам:

  • строения, эксплуатируемые в качестве жилья: частные, многоэтажные.
  • муниципальное либо коммерческое предприятие, компания, оказывающие социальные услуги;

К твердым бытовым отходам, включённым в норматив, относят:

  • скопления утильсырья, появляющихся в обитаемых либо общественных постройках;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • листва деревьев, падающая на прилежащей территории;
  • крупные объекты, использовавшиеся в быту, пришедшие в негодность либо ставшие ненужными.

Факторы, имеющие влияние на размер норматива ТБО на человека:

  • степень благоустроенности предприятий либо жилых зданий, наличие в доме коммунальных услуг, таких как: мусоро- и водопровод, канализация и отопление;
  • количество этажей в строении, для которого ведется расчет;
  • вид сырья, применяемого для отопительной системы в здании;
  • благосостояние города, имеющиеся в нём учреждения;
  • длина отопительного сезона.

Важно! Таким образом, чем выше уровень жизни, тем больше размер образующихся ТБО. В крупных городах, столицах и городах регионального значения этот норматив значительно выше, чем в поселениях меньшего размера и деревнях.

Это связано с тем, что в больших населённых пунктах значительно выше уровень потребления благ всех видов и в жилых и в общественных зданиях, что, в свою очередь, имеет прямую связь с высокими заработными платами и более комфортным проживанием. Помимо этого, это связано с увеличением численности и более лояльными условиями.

Методика расчета накопления

Для вычисления реального скопления утильсырья в городах и поселках, избирают определенные пункты:

  • в нас. пунктах с количеством жителей до 300 тыс. человек — 2% всего населения;
  • в нас. пунктах с количеством жителей до 500 тыс. человек — 1% всего населения;
  • в нас. пунктах с количеством жителей до 1 миллиона человек- 0,5% всех жителей населенного пункта.

Для вычисления нормы накопления ТБО от организаций и предприятий выбирают два или три из них, измеряют количество отходов за неделю и вводят норматив отходов по полученным данным — этим занимаются региональные органы власти, так же в их обязанности входит сбор, хранение и вывоз мусора. По полученным данным, количество ТБО увеличивается ежегодно на 0,5-1%. Проводят такие измерения единожды в пять лет.

Важно! Создаются разные указы, документы и постановления, на основании которых, определяют нормативы накопления мусора. Главный документ, регламентирующий этот показатель, называется «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР». В 1999 году в Российской Федерации было установлено распоряжение, в котором были указаны средние нормативы скопления отходов.

По документам указано, что:

  • норма скапливающегося за год мусора для 1 жителя Москвы — 260 кг;
  • количество крупного мусора — 80 килограмм ежегодно;

Норма скопления утильсырья от муниципальных и коммерческих организаций становится меньше по мере увеличения количества частных предприятий в населенном пункте. Измеряется вес собранных отходов и мусора путем измерения веса всех отходов, помещаемых в мусоровоз.

Важно!Расчет фактической нормы накопления ТБО для организаций и людей совершается индивидуально для всех сезонов.

Таким образом, для того, чтобы узнать норму ТБО на человека в Вашем регионе, необходимо обратиться в местную администрацию за соответствующей документацией и узнать это число. Так же если Вы представляете коммерческую организацию, в числе документов Вашей компании должна находиться и такая информация, а в случае, если ее нет, она найдётся в администрации.

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх