Можно ли в магазине

Очень часто между покупателями и сотрудниками магазина возникают разногласия по поводу фотосъемки на территории торгового зала. Для этого нужно обратиться к Конституции РФ, в частности, к пункту 4 статьи 29, регламентирующей право каждого гражданина свободно искать, производить, передавать или распространять информацию любым законным способом. Пункт 1 статьи 8 ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также говорит о том, что физические и юридические лица вправе искать и получать информацию в любой форме и из любого источника при соблюдении требований настоящего ФЗ.

Пункт 1 статьи 9 ФЗ №149 гласит о том, что ограничить доступ к получению информации можно только на основании федерального закона с целью защиты здоровья, нравственности, прав и интересов других лиц. При отсутствии законного запрета на фотосъемку ни один орган местного самоуправления не имеет права устанавливать свои правила и запрещать съемку на территории магазина.

Важно отметить, что интерьер магазина, товар на полках и ценники являются общедоступной информацией. Согласно пункту 1 статьи 7ФЗ №149 общедоступная информация – это информация, доступ к которой неограничен. В большинстве магазинов вход является свободным, а товары и их ценники видны для всех. Пункт 2 статьи 7 ФЗ №149 регламентирует использование всеми гражданами общедоступной информации на их усмотрение при соблюдении ограничении ФЗ по отношению к этой информации.

Разрешена ли фотосъёмка в магазине

При возникновении споров с сотрудниками магазина стоит помнить, что фотографирование в магазине – это законное действие покупателя для получения им необходимой информации.

Любое препятствие на фотосъемку со стороны администрации торгового зала является прямым нарушением ФЗ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Конституции РФ, в частности, статьи 29.

Кроме того, размещение товара и указание его цены, согласно пункту 2 статьи 437 ГК РФ, являются приглашением заключить договор (в данном случае договор купли-продажи), что является публичной офертой. А как покупатель будет использовать и получать для этого информацию, является его личным делом.

Фотографирование товаров и ценников

Как было сказано выше, запретить проводить фотосъемку в торговом зале магазина никто не имеет права.

Покупатель имеет право фотографировать товары, ценники, витрины, холодильники, стеллажи и прочие предметы в магазине. Но очень часто охранники магазина препятствуют этому, ссылаясь на коммерческую тайну.

Согласно ст. 3 ФЗ №98 «О коммерческой тайне», информация, являющаяся коммерческой тайной, – это сведения любого характера, имеющие коммерческую ценность ввиду неизвестности их посторонним лицам, к которым нет свободного доступа и в отношении которых введен режим коммерческой тайны. Таким образом, общедоступная информация магазина никак не может быть коммерческой тайной, и её использование в виде фотосъемки не может быть запрещено.

Для проведения фотосъемки в торговом зале покупателю не нужно получать согласие охранников, директора, продавцов, менеджеров и других сотрудников магазина.

Запрет на фотосъемку со стороны магазина можно объяснить тем, что очень часто тайные покупатели, сотрудники конкурирующих организаций используют отснятую информацию не в личных информационных целях, а в корыстных целях для извлечения выгоды. Такое действие относится к коммерческому шпионажу.

Для пресечения такого действия охранник или сотрудник магазина вправе вызвать наряд полиции, но для доказательства он должен предоставить неопровержимые факты шпионажа. В противном случае ему грозит наложение административного штрафа.

Что запрещено снимать

Как было сказано ранее, покупателю запрещено снимать коммерческую тайну магазина. Но в действительности обычному покупателю достать такую информацию не представляется возможным, так как она, как правило, хранится в сейфе в кабинете начальника магазина и имеет гриф «коммерческая тайна», а не находится в открытом доступе для всех покупателей.

Очень часто сотрудники и охрана магазина запрещают фотографировать, аргументируя тем, что логотипы и товарные знаки, которые защищены законом об авторских правах, могут попасть на фото.

Если добываемая информация используется в ознакомительных и информационных целях, то никто не может запретить проводить съемку. Но если покупатель фотографирует логотип с корыстной целью для использования в коммерческих целях, то сотрудники вправе пресечь это и вызвать наряд полиции (необходимо иметь доказательства мотива корысти).

Отдельно стоит упомянуть о посетителях и сотрудниках магазина, попавших в кадр. Согласно пункту 1 статьи 152.1. «Охрана изображения гражданина», фотография с запечатленным на ней посторонним человеком может использоваться без его согласия в следующих случаях:

  1. Фото используется в общественных, публичных или государственных интересах.
  2. Фото сделано в месте, открытом для свободного посещения.
  3. Гражданин на фото позировал за денежное вознаграждение.

Действия при запрете на фотосъемку

Если у потребителя нет сильной необходимости в фотографиях, то можно просто убрать фотоаппарат и не ввязываться в дискуссию. Но если потребителю нужны и важны эти фотографии, то нужно отстаивать свои права, опираясь на законные основания.

Очень часто охранники и сотрудники магазина не только на словах запрещают проводить фотосъемку, но и используют другие приемы, которые причиняют моральный и физический вред покупателю. Персоналу магазина запрещается:

  1. Обыскивать сумки и личные вещи покупателя.
  2. Удалять или принуждать к удалению фотографий, снятых на территории торгового зала.
  3. Изымать у покупателя фотокамеру или другие устройства для фотосъемки.
  4. Оскорблять и угрожать посетителю.
  5. Применять физическую силу.

При нарушении этих пунктов покупателю нужно незамедлительно вызвать наряд полиции и написать заявление на нарушителей закона.

Правонарушителю в таком случае грозит административная (по статье 19.1. КоАП «Самоуправство») или уголовная ответственность по статье 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей» или статье 330 УК РФ «Самоуправство».

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Можно ли фотографировать товар в магазине?

Нередко мы сталкиваемся с обманом покупателей в магазине, и желая мотивировать свою правоту клиент хочет зафиксировать доказательную базу. В некоторых магазинах можно встретить определенных запреты на дверях при входе, отсюда возникает вопрос: “Можно ли фотографировать товар в магазине?”. Чаще всего требования администрации магазина являются не правомерными, но все же есть определенные ограничения оговоренные федеральным законом. Поэтому вопрос нужно немного подкорректировать – что можно фотографировать, а что нельзя?

Наверное вы не однократно могли обращать внимание при входе в магазин объявление о том, что фото и видео съемка в торговом зале запрещена. Или же могли даже сталкиваться с ситуацией, когда вы или иной другой человек начинал делать фото на фотоаппарат или камеру сматфона и в этот момент подходил охранник с требование прекратить съемку, видите ли, на входе висит объявление!

И им абсолютно не важно для чего вы намеревались сделать съемку – или для того, чтобы запомнить для себя наименование товара и цену, и не записывать их на бумаге или хотелось сфотографироваться на фоне торгового зала – реакция одна. Имеют ли обоснования такие требования со стороны администрации магазина?

Сразу можно сказать, что нет никаких запретов на проведение любительской съемки в помещениях магазинов. Все запреты на проведение съемки устанавливаются на основании Федеральных законов Российской федерации или же в соответствии с нормативными актами. В этих документах соответствующих запретов нет. Но стоит отметить, что любительская съемка – это ее предназначение, а не ее качество. Так, любительской будет считаться та съемка, которая производится гражданами не для коммерческой деятельности, а для личного использования.

Без согласования нельзя снимать, к примеру, рекламные фото находящиеся в торговом зале.

Правовое обоснование

Первостепенным документом является Конституция РФ, гарантирующая свободу каждому гражданину производить поиск, поучение и распространение любым способом информации, если он не противоречит действующим законам. С другой стороны существует Федеральный закон “Об информации…”, который в статье 7 описывает, что кто угодно может использовать общедоступную информацию при условии, что такое действие не нарушает другие законы РФ.

Теперь касательно магазина – поскольку вход в торговое помещение открыт для всех посетителей и информация на ценнике предоставляется для любых покупателей, то по определению торговый зал магазина и его ценники являются общедоступной информацией. Поэтому любой гражданин вправе, согласно закона об информации может не только увидеть ценник, но и использовать в личных целях полученные сведения.

Кроме того, согласно ГК РФ ст. 437, размещение товаров на прилавках и указание в ценниках их стоимости является публичной офертой ко всем посетителям, желающим приобрести предмет торговли. Эта оферта является предложением заключить договор купли-продажи, между магазином и покупателем. Поэтому ограничения отсутствуют. Более того, согласно требованиям закона о защите прав потребителей в обязанности продавца входит предоставление полной информации о товаре покупателю. Дальнейшие действия покупателя с этой информацией продавца не касаются.

Не обоснованные претензионные требования

При запрете фотографировать с стенах магазина сотрудники могут высказывать различные требования, которые также идут в разрез нашему законодательству, разберем основные из них.

“Цены и вид магазина – это наша коммерческая тайна”

Это мифическое заявление не имеет под собой никаких оснований. Поскольку в магазин может зайти любой гражданин, то и о сохранении коммерческой тайны и речи быть не может. Кроме того, если говорить о понятии коммерческой тайны, которая регулируется соответствующим Федеральным законом №98-ФЗ от 29 июля 2004 года, то для введения в действие описанных в нем режимов требуется провести определенные меры, а в отношении товаров на полках магазин в принципе ничего не может предпринять. В случае магазина коммерческой тайной может являться лишь договора с поставщиками и контрагентами, а уж они вряд ли будут вас интересовать.

“Поскольку магазин является частной собственностью – то правила устанавливаем мы!”

Правила собственника не могут противоречить действующим законам РФ, а закон в свою очередь не устанавливает запрет на получение информации для личных целей покупателя. Права собственника описываются в Гражданском кодексе РФ, ст. 209, а там подобных запрещающих действий не описано, как собственно и в других нормативных актах.

Наш логотип и товарные знаки охраняются авторским правом

Фотографирование товарного знака не является противозаконным. Но, в соответствии с авторским правом, использование товарного знака без полученного на то разрешения запрещено, как при производстве изделия, так и при оказании услуг. Поэтому, если кто-либо делает фотокопию товарного знака, скажем, фирмы Adidas, а потом переносит его на свои изделия, то такое действие будет являться незаконным.

Чтобы закрыть вопрос об авторском праве, упомянем о произведениях. Любое использование обнародованных сведений в личных целях, согласно ГК РФ ст. 1273, возможно даже без разрешения на такое действие владельца этих авторских прав. Исключениями будут являться:

  • Создание полной репродукции нот и книг.
  • Строительство зданий по одному и тому же проекту.
  • Использование компьютерных программ и баз данных.
  • Записывание публично демонстрируемых фильмов.

Только такие действия необходимо согласовывать их авторами, а фотосъемка в магазине тут никак не упоминается. Так к примеру, сфотографировать несколько страниц книги и ее обложку можно, а переснимать ее полностью – нельзя.

Как действовать, если фотографирование все же запрещают?

Что делать, если охрана настаивает на том, чтобы вы убрали фотоаппарат и прекратили съемку на территории магазина? Если вы не желаете спорить с ними, то лучше убрать фотоаппарат, но заявить им о том, что их действия являются незаконными стоит. А уже если они начнут призывать отдать им ваш телефон или фотоаппарат для удаления сделанных фотографий, то тут уж точно подчиняться их требованием не следует, так как они не законным. А применение силы с их стороны будет считаться настоящим произволом. В случае подобных незаконных действий со стороны работников магазины вы вообще вправе вызвать милицию до совершения дальнейших разбирательств.

Резюме: Если у вас есть какие-либо претензии к магазину, то вам необходимо знать, куда обращаться в случае нарушения ваших прав потребителя, и как при этом подать жалобу в Роспотребнадзор. Ваши действия должны быть законными, чтобы в последствии у вас не возникло проблем. А продавец возместил вам ваши убытки, если такие имеются.

Можно ли фотографировать в магазине

Все запреты на съёмку в России устанавливаются либо федеральными законами, либо (в крайнем случае) подзаконными нормативными актами — и по поводу любительской съёмки в магазинах никаких запретов нет. «Любительская» в данном случае — не качество съёмки, а её предназначение. Любительской считается та съёмка, которая делается гражданами для их личного использования и не касается коммерческой деятельности. Нельзя снимать, к примеру, рекламные фото в торговом зале без согласования с руководством магазина.

Конституця РФ гарантирует право каждого гражданина на свободу поиска, получения и распространения информации любым способом, не противоречащим закону. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. в ст. 7 указывает, что общедоступная информация может использоваться кем угодно при условии, что не нарушаются другие законы. Является ли интерьер магазина и ценники на товарах общедоступными? По определению — да. Вход в магазин открыт для всех желающих, а ценники видны всем. Соответственно, любой желающий может их не только увидеть, но и — в силу закона об информации — использовать эти сведения для личных целей.

Более того, размещение товаров на полках и указание их цены является, в силу ст. 437 ГК РФ, публичной офертой (то есть приглашением заключить договор, в данном случае — купли-продажи) ко всем покупателям, желающим приобрести товар. Так что ограничений здесь нет.

Наконец, есть ещё закон о защите прав потребителей. Он прямо указывает, что продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. Соответственно, что покупатель с этой информацией делает, продавца касаться не должно.

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх