Лицензия образовательной деятельности

Содержание

Лицензия на образовательную деятельность – всё, что нужно знать

Получение лицензии может затянуться на достаточно длительный период времени. Прежде, чем приступать к непосредственной подаче документов на лицензию по общеобразовательной деятельности, задумайтесь о структуре вашего предприятия – в некоторых случаях гражданин России может обойтись и без лицензирования.

Когда это случается, мы разберем чуть ниже.

1. Когда возникает необходимость в лицензии?

Если ваша цель – преподавать по официальным программам государства, избежать лицензирования не удастся.

Хотя от вас и потребуется уйма времени на сборы необходимых разрешений по различным инстанциям, приятным бонусом станет то, что выданная лицензия будет бессрочной и проводить ее продление не потребуется, кроме случаев, когда необходимо провести процедуру переоформления.

В таблице ниже вы можете ознакомиться с перечнем типов деятельности, в которых лицензия на образовательную деятельность жизненно необходима.

При использовании каких образовательных программ необходима лицензия?

Общеобразовательные программы • Дошкольное обучение.
• Начальное школьное образование.
• Основное общее образование.
• Среднее общее образование.
Программы среднего и высшего профессионального образования • Среднее образование.
• Бакалавриат.
• Специалитет.
• Магистратура.
• Аспирантура и выше.
Программы по дополнительному образованию • Дополнительное профессиональное образование.
• Дополнительное образование для детей.
• Дополнительное образование для взрослых.
Программы профессионального образования • Профессии должностного направления.
• Переподготовка служащих и других рабочих.
• Повышение квалификации служащих и рабочих.

Обновленное правительственное постановление (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731) в 2016 году существенно расширило список требований и условий по предоставлению лицензии как ИП, так и другим типам организаций.

В зависимости от вида программы, может колебаться время на получение разрешения, так как список требований по законодательной базе несущественно, но все же отличается, что влияет на время проверки госслужащими всех необходимых условий работы в данной сфере.

2. В каких случаях можно обойтись без лицензии?

Порядком на 2017 год, образовательную деятельность без наличия лицензии можно осуществлять лишь, будучи индивидуальным предпринимателем. Второй вариант – если ваш тип деятельности подпадает под список таких, в результате завершения которых человек не получает аттестат государственного образца.

К таким видам образовательных услуг относят:

  • репетиторскую деятельность от единственного лица проводят без лицензии для совершения общеобразовательной деятельности;
  • также лицензия для совершения образовательной деятельности не нужна, когда человек сам ведет обучающие курсы определённой специальности либо научного направления;
  • не требуют лицензии кружки, обучающие группы, секции в которых ведется образовательный процесс при участии самого инициатора подработки;
  • открытые лекции, семинарные занятия и профессиональные тренинги, не требующие большого количества дополнительного обучающего персонала и проводимые одним человеком, также могут работать без лицензии для проведения образовательной деятельности.

Главное требование ведения общеобразовательной деятельности без лицензии – самостоятельная работа в данной сфере. Предприниматель имеет право нанимать сотрудников, не имеющих педагогических корочек, причисляя их к техническому персоналу. В таких случаях масштаб деятельности не столь велик, потому извлечь большую выгоду сложно, но если скооперировать деятельность нескольких ИП, то можно получить довольно неплохие финансовые результаты.

3. Когда могут отказать в получении лицензии на образовательную деятельность?

Самая распространенная причина отказа – несоответствие пакета документов необходимым требованиям. Тут могут придраться, начиная от шапки заявления и вплоть до пункта учебного плана, что составлялся вами самостоятельно.

Такие неточности не являются критичными, документы выдают на руки для исправления недочетов и принимают повторно, но время, отведенное на реализацию цели, может значительно увеличиться.

Помимо формальных причин, на решение могут повлиять пункты Трудового кодекса, а именно его 331 статья (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/71403b31593586529
b94890913ae9136519d915d):

  1. Заниматься без лицензии для проведения образовательной деятельности запрещается в случаях, когда данное право для ИП было ограничено в судебном порядке.
  2. Граждане России, ранее подверженные пребыванию в местах лишения свободы на основании решений суда по Уголовному кодексу, не имеют права на осуществление общеобразовательной деятельности.
  3. Люди, имеющие серьезные физические/психические отклонения, из-за чего признаны официально недееспособными, не имеют права преподавать без лицензии для проведения общеобразовательной деятельности.
  4. Откажут в получении лицензии личностям, страдающим от тяжелых заболеваний, либо таких, что могут представлять опасность окружающим (сюда можно отнести туберкулезную палочку, сифилис, опасные расстройства психики и другое).

Как уже было отмечено, работать без лицензии на образовательную деятельность можно. Но если ваше предприятие приносит серьезные деньги, потребуется его регистрация, как ИП. Если не предпринять данных шагов, то первая же жалоба на вас в правоохранительные органы или налоговую инспекцию повлечет за собой огромные штрафы.

Для начала следует сказать, что лицензию могут получить как ИП, так и ООО, но для вторых действует одно важное ограничение – образовательная деятельность обязана быть дополнительным источником получения прибыли, а не основным.

Давайте более подробно взглянем на отдельные элементы процесса оформления образовательной лицензии.

1) Условия предоставления.

Далеко не каждый гражданин страны сможет получить лицензию даже за 1-2 месяца. Законодательной системой предусмотрена масса условий, самыми проблемными из которых на практике являются санитарные.

Получить все необходимые разрешения от соответствующих инстанций можно за 1-2 недели, а вот чтобы подготовить помещения и дидактические материалы для образовательной деятельности потребуется от одного месяца и более.

Скорость оформления лицензии на образовательную деятельность зависит от 3-х главных факторов:

  • возраст аудитории;
  • тип учебного заведения;
  • количество времени за непосредственным учебным процессом.

Лишь после соблюдения всех правовых актов и достижения оптимальных условий работы для вашей возрастной группы, государственные органы поднимут вопрос о выдаче лицензии для проведения образовательной деятельности.

Главные требования для работы в образовательной сфере:

  1. Место.

    Помимо красиво оформленной шапки документов с точным юридическим адресом, ваша деятельность обязана иметь соответствующее всем санитарным нормам помещение(-я), где и будет происходить непосредственно сам процесс образовательной деятельности.

    Количество входов/выходов, минимальные габариты помещений, наличие открытых площадок – далеко не весь список того, что могут от вас потребовать инспекторы при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии для проведения образовательной деятельности.

    Чтобы все прошло гладко, с самого начала делайте все по строительным и санитарным нормам. Тогда при возникновении вопросов со стороны проверяющих вы сможете их парировать, опираясь на соответствующие нормативные документы.

    Изучить эти требования вы можете тут: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

  2. Права на недвижимость.

    Хорошо, если владельцем здания(-ий) изначально является сам ИП. Однако, если приходится прибегнуть к аренде недвижимости, могут возникнуть проблемы, что не заметны на первый взгляд.

    Чтобы избежать неприятных неожиданностей, попросите помощи в проверке «чистоты» бумаг по аренде у юриста. Провести данную процедуру вы можете и сами, но, если опыта в подобных делах нет, чтобы лицензия для проведения образовательной деятельности не прошла мимо вас, лучше обратиться за помощью к специалистам.

  3. Безопасность помещений.

    Первыми двумя инстанциями, которые заинтересуются данным пунктом, будут отделы пожарной и санитарной безопасности.

    Обратитесь к представителям данных структур самостоятельно и проконсультируйтесь в моментах, где вы не уверены – список допустимых строительных материалов, методы достижения нужного температурного режима и так далее.

    После того, как все готово, приглашаете инспекторов Госпожнадзора и СЭС, которые проверяют на соответствие нормам уровня безопасности и выносят вердикт о пригодности помещений к эксплуатации.

  4. Мебель.

    Не стоит покупать мебель бывшую в употреблении или с ненадежных источников. На каждую единицу продукта обязаны присутствовать сертификаты качества, в особенности это важно для учреждений, где будут учиться маленькие дети.

  5. Программы.

    Камень преткновения для желающих получить лицензию для проведения образовательной деятельности. Государственные стандарты четко обозначают, каким обязан быть план обучения и программа.

    Даже мелкие отклонения могут повлиять на решение комиссии о назначении лицензии на образовательную деятельность.

    Если вы не педагог со стажем, очень трудно будет составить документ, соответствующий всем требованиям. Довериться в составлении программы методистам, выполнить по образцу или заказать за деньги – выбирать вам.

  6. Состав сотрудников.

    Список сотрудников, что будут у вас работать, необходимо прикладывать к списку остальной документации, потому этим вопросом следует заняться заранее.

    Каждый педагог обязан иметь документальное подтверждение своей степени, звания и квалификации, иначе лицензии для проведения общеобразовательной деятельности вам не видать.

  7. Техническое и дидактическое оснащение.

    Книги, компьютеры, учебные пособия и так далее – все это обязано быть в наличии еще до подачи документов на рассмотрение.

    Члены комиссии проверяют соответствие учебников обучающим программам, а также наличие других дидактических материалов, необходимых для организации полноценного процесса образования.

Поработав со всеми пунктами вплотную, вы сможете основательно подготовиться к получению лицензии для проведения образовательной деятельности. Останется внести 7 500 рублей в качестве государственной пошлины, и грамотно написать заявление в лицензирующие органы.

Подавать все документы стоит за один раз. А что именно должно входить в их список, мы расскажем ниже.

2) Список документации для лицензирования.

Проводя подготовку помещений и закупку материалов либо технического оснащения, просите документальное подтверждение качества продукции. Комиссия весьма тщательно относится к проверке, потому требование предъявить сертификат качества краски или древесины вполне обычное дело.

Список документов на лицензию для проведения образовательной деятельности весьма объемный. С его полным перечнем можете ознакомиться в таблице ниже.

Какие документы для получения лицензии на образовательную деятельность нужны?

Тип документа Примечание
1. Заявление на предоставление лицензии на образовательную деятельность Составляется заявителем и содержит подписи владельцев (для ООО).
2. Свидетельство регистрации Для ИП. Можно предоставить и заверенную копию.
3. Устав Для ООО. Можно предоставить и заверенную копию.
4. Копия ОГРН или ЕГРЮЛ Если в ЕГРЮЛ были внесены какие-либо изменения, потребуется предоставить копии свидетельства по каждому из них.
5. Решение по созданию ИП/ООО Если были изменения – все фиксируется и копии документов с подписью уполномоченных лиц заверяются у юриста.
6. ИНН Копия свидетельства о постановке на налоговый учет допустима и для ООО, и для ИП .
7. Договоры аренды Сюда включаются все правоустанавливающие документы на помещения и прилежащие территории.
8. Учебные программы Утверждаются руководителем. При необходимости они могут быть согласованны и заверены по профилю.
9. Учебные планы Сюда включаются такие пункты, как:
• вид образования,
• название и срок освоений программы,
• какими преподавателями курируется.
10. Информация по сотрудникам Копии трудовых, дипломов, книжек педагогического стажа.
11. Справка из Роспотребнадзора Разрешение, свидетельствующее о допуске учеников в проверенные помещения.
12. Заключение СЭС По требованию.
13. Заключение Госпожнадзора
14. Справка о техническом оснащении Возможен перечень техники с краткой характеристикой.
15. Справка о дидактическом оснащении Сертификаты соответствия государственным программам прилагаются в обязательном порядке.
16. Решение о создании структурного подразделения Прилагается, если планируется создание нового филиала. К нему также потребуется свидетельство о регистрации и положение о филиале в копиях.
17. Квитанция по оплате госпошлины Потребуется оплатить 7 500 рублей.
18. Опись документов

При заполнении папки со всеми необходимыми бумагами ориентируйтесь на сайт Министерства образования (https://www.minobraz.ru/license/paket_dokumentov_po_licenzirovaniju_
obrazovatelnojj_dejatelnosti/page1), где были выложены образцы практически всех необходимых бланков.

Как только все документы поступят в лицензирующие органы, будет произведена их формальная проверка на правильность заполнения и наличие незначительных ошибок. Если никаких недочетов обнаружено не будет, наступит непосредственный процесс рассмотрения вопроса.

Пошаговая инструкция, как получить лицензию на образовательную деятельность

Главный способ получения лицензии для проведения образовательной деятельности происходит через региональные представительства по лицензированию. Вы собираете пак необходимых бумаг и с ними следуете в близлежащие отделение, где и будет происходить рассмотрение вашего вопроса.

Существует и другой метод, действующий лишь для определенного списка учебных заведений. Все необходимые бумаги отсылаются в федеральную службу, что занимается надзором в сфере образования, а заявку на прием можно отправить с официального сайта службы: https://obrnadzor.gov.ru/ru/

Какие случаи подпадают под юрисдикцию Рособрнадзору:

  • все типы обучающих заведений, что дают высшее образование;
  • российские образовательные филиалы за границей;
  • иностранным представительствам на территории нашей страны.

Список документации в этом случае практически идентичен, только отечественные бумаги необходимо будет заменить их иностранными аналогами, если речь идет о зарубежных представительствах образовательных учреждений в РФ.

Мы рассмотрим стандартную процедуру подачи документов для получения лицензии на образовательную деятельность. Исчерпывающая информация по каждому пункту лицензирования расположена на сайте Рособрнадзора.

Если нужно узнать точный адрес учреждения, достаточно выбрать ваш регион на интерактивной карте отделов по лицензированию: https://www.obrnadzor.gov.ru/ru/about/interaction_with_subjects/

Чтобы получить лицензию на образовательную деятельность, необходимо преодолеть 4 шага.

Шаг 1. Оценка документации.

Специально созданная комиссия проводит исследование предоставленной документации на формальные и структурные ошибки, а также делает вывод – полный ли комплект бумаг подан.

Процедура займет не менее 3 суток, а при обнаружении ошибок папку возвращают на переработку. Срок исправлений замечаний – не более 30 суток, после чего документы заново пересматривают.

Шаг 2. Проверки.

Чтобы удостовериться в правдивости предоставленной информации, организовываются выездные проверки помещений и других элементов будущего учебного заведения. Уточняется достоверность предоставленных сертификатов через государственные структуры.

Даты и время проверок уточняются заранее с владельцем, и проводятся они лишь после получения его согласия.

Шаг 3. Принятие решения.

После проверки на соответствие стандартам всех частей будущего учебного заведения, комиссия на протяжении 2-х месяцев ведет обсуждение – оценивает количество недоработок и насколько они весомы. Если нарушения незначительны и не могут повлиять на учебный процесс, выносится положительное решение по вопросу выдачи лицензии для проведения образовательной деятельности.

Поводом для отказа могут послужить серьезные недочеты со стороны архитектуры помещений или недостоверность предоставленной информации.

Шаг 4. Выдача лицензии на образовательную деятельность.

Лицензирование проходится единожды, а действие лицензии для проведения образовательной деятельности бессрочно.

Иногда контролирующими органами могут осуществляться внеплановые проверки учебных заведений, а при выявлении серьезных проблем комиссией, принимается решение отзыва лицензии. На восстановление документа может уйти в 2, а то и 3 раза больше времени, нежели было потрачено на его получение.

Если принятое решение вас не удовлетворяет (отказ), либо результаты проверки были необъективны (отзыв лицензии), вы всегда можете воспользоваться судебными органами, и восстановить справедливость через иск.

Будьте внимательны: судебные разборки с государственными структурами в 80% случаев заканчиваются не в пользу истца. Только имея веские доказательства своей правоты, пишите заявление мировому судье.

Ответственность перед законом за работу без образовательной лицензии

Длительность процесса и титанические усилия, необходимые для сбора всех требуемых документов, часто заставляют предпринимателей работать в «тени», тем самым рискуя напороться на большие штрафные санкции.

Помимо административной, есть и уголовная ответственность – за особо тяжкие нарушения, когда отсутствие лицензии на образовательную деятельность тесно переплетено с финансовыми махинациями. Таблица ниже показывает по каким статьям происходит распределение наказаний, и какая ответственность за каждое из нарушений следует.

Лицензия на образовательную деятельность. Как получить?

Какие особенности нужно учитывать? Этапы получения
образовательной лицензии.

Меры наказания

Статья Ответственность
Статья 14.1 КоАП (https://su0.ru/P8M3) Для физических лиц – штраф до 2000 рублей.
Для юридических лиц – штраф до 50 000 рублей.
Статья 171 УК РФ (https://su0.ru/C44p) Штраф – до 300 000 рублей.
Арест – до 6 месяцев.
Принудительные работы – до 480 часов.
Для группы преследуемых лиц:
Штраф – до 500 000 рублей.
Арест – сроком до 5 лет.
Статья 19.20 часть 1 КоАП
(Для некоммерческих организаций) (https://su0.ru/G6RH)
Штраф – до 250 000 рублей.

При административных правонарушениях многие организации не спешат получать лицензию для проведения образовательной деятельности, так как финансовые ресурсы, потраченные на добычу всех разрешений, мало соотносятся с невысоким штрафом, который начисляется разово.

Лишь повторные нарушения, что приводят к уголовной ответственности и к закрытию коммерческой/некоммерческой организации на срок от 6 до 36 месяцев, стимулируют владельцев бизнеса в сфере образования задуматься о лицензировании своих предприятий.

Путь лицензирования для ИП/ООО долгий и наполнен трудностями, но, как показывает практика, образовательная сфера деятельности финансово себя оправдывает сполна.

Нормативно-правовая база лицензирования образовательной деятельности

Базовым законом, устанавливающим правила лицензирования различных видов деятельности, является Федеральный закон N 128-ФЗ <2>. Этим Законом, в частности, утверждаются следующие основные понятия, касающиеся процедуры лицензирования:

  • лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  • лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  • лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
  • лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

<2> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Однако Федеральный закон N 128-ФЗ, как следует из его ст. 1, не распространяется на образовательную деятельность. Поэтому порядок ее лицензирования регламентируют следующие нормативные правовые акты:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности <3>;
  • Приказ Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу»;
  • Приказ Минобразования России от 13.04.2001 N 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности»;
  • Приказ Минобразования России от 10.08.2000 N 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности».

<3> Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796.

Кроме того, особенности лицензирования отдельных видов образовательной деятельности регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами — приказами Минобразования и других федеральных министерств. Так, лицензирование государственных учреждений дополнительного профессионального образования регламентируется также Приказом Минобразования России N 15 <4>, а лицензирование образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств, — Приказом Минтранса России N 26 <5>.

<4> Приказ Минобразования России от 03.01.2001 N 15 «О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования».
<5> Приказ Минтранса России от 10.05.1994 N 26 «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств».

Деятельность, не подлежащая лицензированию

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности не подлежит лицензированию:

  1. образовательная деятельность в форме:
  • разовых лекций;
  • стажировок;
  • семинаров;
  • других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
  1. индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

В Письме Минобразования России N 31-52-122/31-15 <6> подчеркивается, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию.

<6> Письмо Минобразования России от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования».

Таким образом, учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, по которым не предусмотрена итоговая аттестация и выдача документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий.

Порядок лицензирования

В соответствии с действующей редакцией п. 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование образовательной деятельности, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ N 300 <7>. Органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, исходя из п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности являются государственные органы управления образованием субъектов РФ (могут иметь разные наименования).

<7> Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

При этом данный пункт предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию образовательной деятельности соискателей лицензий на территории соответствующего муниципального образования, что и практиковалось до внесения изменений в Закон РФ «Об образовании» Федеральным законом N 122-ФЗ <8>. Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» такой возможности не предоставляет, однако и прямого запрета на передачу полномочий по лицензированию образовательной деятельности органам местного самоуправления также нет. В связи с этим органам власти субъектов РФ следует самостоятельно решать, передавать ли полномочия по лицензированию муниципальных образовательных учреждений органам местного самоуправления либо «воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий», следуя рекомендациям, содержащимся в Письме Рособрнадзора от 17.01.2005 N 01-16/05-01 «Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности».

<8> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Экспертная комиссия создается по заявлению учредителя образовательного учреждения или научной организации:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования;
  • органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования.

Работа экспертной комиссии проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители:

  • органов исполнительной власти;
  • органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение;
  • образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Членами экспертной комиссии не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии.

Лицензирующий орган выдает учреждению лицензию на право ведения образовательной деятельности на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ. При этом содержание, организация и методики образовательного процесса не являются предметом экспертизы.

Важным при этом является прямое указание в Законе РФ «Об образовании» на то, что требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

Если образовательное учреждение имеет филиалы, то они должны иметь собственные лицензии для осуществления образовательной деятельности. Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение образовательного учреждения, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций. Лицензирование филиалов образовательных учреждений осуществляется в том же порядке, что и головного учреждения.

Бланки лицензий утверждены Приказом Минобразования России N 1800. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия — лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа.

В лицензии указываются:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
  • наименование и местонахождение лицензиата;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • срок действия лицензии.

Обязательным является также приложение к лицензии, содержащее:

  • перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
  • квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
  • контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Приложение к лицензии заверяется печатью лицензирующего органа, а при наличии в нем нескольких листов — сшивается. Лицензия без приложения недействительна.

Лицензия выдается не менее чем на 3 года (как правило, на 5 лет), однако по заявлению соискателя может быть выдана и на меньший срок.

Лицензирующий орган вправе отказать в выдаче лицензии, если в представленных документах содержится недостоверная или искаженная информация и если экспертная комиссия придет к выводу, что условия обучения не соответствуют государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой зарегистрирован лицензиат. Письменное уведомление об отказе направляется соискателю в трехдневный срок после принятия решения с разъяснением причин отказа. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке.

Документы, представляемые для получения лицензии

Для получения лицензии ее соискатель в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. Заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы учреждения, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии. Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию.
  2. Копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале. Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении.

  1. Справку о постановке учреждения — соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
  2. Сведения о структуре учреждения, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников.
  3. Сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право учреждения на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).
  4. Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение ГИБДД МВД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию соответствующего оборудования.
  5. Перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования — аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.
  6. Сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении.
  7. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, — сведения о научных руководителях).
  8. Опись документов, представленных для получения лицензии.
  9. Документ об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления.

Приведенный перечень необходимых документов является исчерпывающим. Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности, запрещается. При этом соискатель лицензии обязан обеспечить лицензирующему органу условия для проведения проверки представленной информации и документов.

Формы документов, представляемых на лицензионную экспертизу, утверждены Приказом Минобразования России N 1800.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобразования России N 2437 документы на лицензирование образовательной деятельности учреждения представляют с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года. Период рассмотрения заявления — 20 дней со дня его подачи, а срок проведения экспертизы — 30 дней с момента создания комиссии. Решение о выдаче лицензии или отказе принимается лицензирующим органом не позднее 60 дней со дня подачи заявления.

Оплата лицензирования образовательной деятельности

Лицензирование может «вылиться» в круглую сумму, особенно для небольшого образовательного учреждения.

Во-первых, необходимо уплатить в установленном порядке госпошлину. Ставки госпошлин при получении лицензий установлены пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
  • предоставление лицензии — 1000 руб.;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

Следует обратить внимание на то, что госпошлина в размере 300 руб. уплачивается соискателем лицензии во всех случаях, когда в лицензирующий орган представляется заявление учредителя соискателя лицензии (первичное, повторное лицензирование соискателя лицензии, лицензирование филиалов, новых образовательных программ, переоформление лицензии и прочее) о проведении лицензионной экспертизы. Вышеуказанная пошлина уплачивается также за повторное рассмотрение соответствующего заявления и документов, представляемых на лицензионную экспертизу, после их возврата на доработку, на что обращается внимание в Письме Рособрнадзора N 01-416/05-01 <9>. В данном Письме приведен и Образец заполнения платежного поручения на уплату госпошлины.

<9> Письмо Рособрнадзора от 01.10.2007 N 01-416/05-01 «О порядке оплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с лицензированием образовательной деятельности».

Во-вторых, согласно п. 11 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. Аналогичная норма установлена и п. 18 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Определение размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии осуществляется в соответствии с Приказом Минобразования России N 1690. Данный Приказ официально не отменен, однако по поводу оплаты проведения экспертизы дополнительно к суммам госпошлины существуют различные точки зрения.

С одной стороны, в Решении Верховного Суда РФ от 02.11.2006 N ГКПИ06-793 указывается, что, если плата отвечает признакам сбора, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, с вступлением в силу гл. 25.3 НК РФ ее сохранение не может быть признано законным исходя из пп. 3, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом. Казалось бы, можно сделать вывод, что за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также за совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением лицензии или переоформлением документа, подтверждающего наличие лицензии, в том числе на осуществление образовательной деятельности, должна уплачиваться только государственная пошлина в размерах, установленных пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

В то же время в силу правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа», Правительство РФ посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, поручающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей Правительству РФ. Таковым является Закон РФ «Об образовании», возлагающий затраты на проведение экспертизы на учредителя.

Приостановление и аннулирование лицензии

В соответствии с п. 34 Положения о лицензировании образовательной деятельности действие лицензии может быть приостановлено полностью или частично, по отдельным образовательным программам, по следующим основаниям:

  1. нарушение лицензионных требований и условий;
  2. невыполнение лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих его устранить выявленные нарушения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, утвержденном законодательством РФ.

В своем решении лицензирующий орган обязан установить срок, в который должны быть устранены выявленные нарушения. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии лицензии.

Если же нарушения устранены, то образовательное учреждение обязано письменно сообщить об этом лицензирующему органу с представлением подтверждающих документов. Лицензирующий орган в недельный срок должен решить вопрос о возобновлении действия лицензии и в письменной форме довести свое решение до образовательного учреждения, его учредителя и налоговой инспекции по месту нахождения учреждения.

Согласно п. 35 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для ее получения, неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, предусмотренных лицензией, или незаконность решения о ее выдаче.

Аннулирование лицензий на образовательную деятельность — довольно редкое явление, при этом суды могут и отказать лицензирующему органу, проверив обоснованность его решения. Так, например, Постановлением ФАС ДО от 28.02.2006, 21.02.2006 N Ф03-А73/05-1/5079 отказано в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку истцом не представлено доказательств грубых нарушений ответчиком лицензионных требований. Минобразования Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дальневосточный колледж моды и дизайна». При этом Минобразования Хабаровского края посчитало грубыми нарушениями лицензионных требований, в частности, следующие: методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ не разработаны; расписание занятий и график звонков не вывешивается; график учебного процесса и название дисциплин не соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, часть дисциплин не ведется; не разработаны учебные, рабочие программы, УМК; журналы ведутся с нарушениями, не учитывается фактически отведенное количество учебных часов, по некоторым дисциплинам журналы не заполняются с ноября 2004 г.; отсутствуют приказы о зачислении студентов, о переводе их на следующий курс обучения, о продлении сессии и т.д.; заявления студентов на имя директора колледжа не отписываются и не подшиты; не ведется учет посещаемости студентов.

Исследовав акт проверки, суд пришел к выводу, что данные требования не предусмотрены приложением к лицензии. В связи с этим их несоблюдение не признано судом грубым нарушением лицензиатом требований, предусмотренных лицензией.

Переоформление лицензии

В соответствии с п. п. 26 и 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности при реорганизации без изменения организационно-правовой формы, при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения. При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения или его ликвидацией, лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

В соответствии с п. 12 ст. 5 Федерального закона N 174-ФЗ <10> созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии до окончания срока действия таких документов.

<10> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Переоформление лицензии при изменении наименования лицензиата, места его нахождения, других изменениях, не приводящих к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.

Для переоформления лицензии, как следует из Письма Минобразования России от 04.11.2003 N 24-55-313ин/10 «О порядке переоформления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации», образовательное учреждение обязано в недельный срок представить следующие документы:

  1. Заявление учредителя в произвольной форме с указанием причины переоформления лицензии.
  2. Распорядительный документ учредителя о переименовании учреждения или его филиала.
  3. Устав образовательного учреждения и (или) положение о филиале (нотариально заверенные копии документов).
  4. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц организации (нотариально заверенную копию документа).
  5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ образовательного учреждения, и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ (нотариально заверенные копии документов).

Для переоформления лицензии в связи с ее утратой следует представить заявление учредителя организации и справку из органов внутренних дел о факте утраты документа.

О.Емельянова

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Освобождение от обязанностей плательщика НДС
Региональный опыт введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях

Виды лицензий на образовательную деятельность

Лицензирование | 21 Apr 2017 | 5326

Закон РФ “Об образовании” (п. 6 ст. 33) говорит нам, что осуществлять образовательную деятельность в нашей стране и пользоваться различными связанными с этим льготами могут только организации, имеющие соответствующую лицензию. Насколько актуальна сегодня тема лицензирования в сфере образования?

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Еще в недавнем прошлом человек, желающий получить образование или дать его своему ребенку, не имел особого выбора кроме как из государственных учреждений. Сегодня предложений на рынке образования гораздо больше. Частные школы и университеты, центры раннего развития, профессиональные курсы, семинары и тренинги на самые разные темы — люди готовы тратить свои деньги на образование, поэтому этот рынок процветает.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужно оформлять лицензию на образовательную деятельность? Каковы требования и порядок получения лицензии и какие нужны документы? Что из себя представляет процедура получения лицензии? Давайте разберемся.

Кому нужна лицензия на осуществление образовательной деятельности

Если с крупными учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, все понятно, то как быть тем, кто просто занимается репетиторством или организует какие-то платные курсы повышения квалификации? Нужно ли им получать лицензию на образовательную деятельность?

Сразу оговоримся: в законе прописана одна единственная ситуация, когда лицензия точно не нужна. Речь идет о случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно занимается образовательной деятельностью. То есть, если вы даете частные уроки английского языка или игры на пианино, или чего угодно еще, и при этом зарегистрированы как ИП, то лицензию вам получать не нужно. Но стоит вам нанять других преподавателей, как закон будет требовать от вас оформления лицензии на образовательную деятельность (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г №966).

Другая ситуация: ваша фирма организует бизнес-тренинги и арендует под это дело помещение. Курс длится несколько дней, а в конце участникам выдается сертификат о том, что они успешно его прошли. Нужна ли лицензия здесь? Дело в том, что до вышеупомянутого постановления в законе об образовании существовала норма, согласно которой лицензия была не нужна, если не проводилась итоговая аттестация, и не выдавался документ об образовании. В новой редакции эта норма исчезла, что вызвало беспокойства.

Ключевые понятия лицензирования образовательной деятельности

Согласно закону лицензированию подлежит именно образовательная деятельность. Чтобы снять все вопросы, нужно просто прояснить, что же является такой деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужно знать, что такое образовательная программа. Эти два понятия решают все.

Образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.

Конечно, для проведения краткосрочных курсов никто не разрабатывает то, что называется образовательными программами, поэтому юридически такая деятельность не является образовательной, а, значит, не требует лицензии.

Эти понятия относятся, скорее, к организациям, которые на постоянной основе предоставляют дошкольное, среднее, профессиональное или высшее образование, и сами разрабатывают программы для обучения своих студентов. Какие требования к ним предъявляются?

Требования для соискателей лицензии на образовательную деятельность

Оформление лицензии на образовательную деятельность, как и любая подобная бюрократическая процедура — довольно хлопотный процесс. Список требований для соискателей лицензии в Постановлении Правительства “О лицензировании образовательной деятельности” сводится к следующим пунктам:

  • Наличие места. У соискателя должно быть в собственности или арендовано здание, помещение, территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.
  • Материально-техническая база. У организации должно быть все, что необходимо для учебного процесса: оборудование, материалы и так далее.
  • Программы. Необходимо иметь разработанные и утвержденные образовательные программы.
  • Штат преподавателей. У лицензиата должно быть достаточное количество квалифицированных и опытных педагогов.
  • Обучающие материалы. Электронные или печатные образовательные ресурсы.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение для зданий и помещений, где планируется проводить занятия.
  • Наличие безопасных условий для обучения, воспитания, присмотра и ухода за учениками.
  • Специальные условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
  • Наличие научных работников для программ высшего и профессионального образования.

За осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрена административная и даже уголовная ответственность: штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5-и лет в самых пиковых случаях. Логично, что дипломы, выданные организацией, работающей без лицензии, не будут котироваться нигде, поэтому такая организация будет просто неконкурентоспособной.

Как получить лицензию на образовательную деятельность

Лицензии на образовательную деятельность выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также региональные органы. Для того чтобы запустить процесс оформления лицензии, достаточно записаться онлайн на официальном сайте Рособрнадзора.

Затем нужно собрать все необходимые документы, наличие которых подтверждает, что соискатель уже предпринял меры, чтобы соответствовать всем требованиям. Вот перечень этих документов:

  • Заявление о предоставлении лицензии.
  • Документ, подтверждающий право пользования помещением.
  • Копия устава юрлица или свидетельства о регистрации ИП.
  • Копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Копия свидетельства о налоговом учете
  • Копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещений требованиям.
  • Справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
  • Справка о печатных и электронных ресурсах.
  • Справка о педагогических работниках.
  • Справка об утверждении образовательных программ.
  • Справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ.
  • Справка о материально-техническом обеспечении.
  • Подтверждение оплаты госпошлины в размере 7500 рублей.
  • Опись документов.

Примеры заполненных заявлений можно скачать , и .

Формы всех справок можно легко найти на сайте Рособрнадзора. После того как документы поданы, Рособрнадзор начинает проверку достоверности сведений, которые там указаны. Этот процесс предполагает выезд на место, и если чиновники сочтут сведения недостоверными, у них будут все основания отказать в выдаче лицензии. Проверка обычно продолжается в течение 60-и дней, по истечении которых выносится решение.

Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России

Документы для получения образовательной лицензии

Обширный пакет документов, которые необходимо приложить к заявлению на получение образовательной лицензии, включает:

  • учредительные документы, подтверждающие юридический статус заявителя: частное учреждение, автономная организация и проч. Среди таких документов значатся свидетельство о регистрации, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • подтверждение наличия помещения, пригодного для проведения занятий (на правах собственности или аренды);
  • технические характеристики помещения с приложением поэтажного плана;
  • санитарно-эпидемиологическое и пожарное заключение о пригодности помещения к проведению занятий;
  • подтверждение возможности предоставить питание на территории образовательного учреждения и оказать медицинскую помощь (наличие столовой / кафе, медицинского пункта);
  • учебные программы и планы, разработанные в соответствии с имеющимися образовательными стандартами;
  • подтверждение профессиональной компетентности сотрудников (дипломы, курсы переподготовки или повышения квалификации);
  • документы, указывающие на наличие соответствующей материально-технической базы (учебники, интерактивные и компьютерные учебные материалы).

Записи созданы 1260

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх